Американское финансовое агентство Bloomberg пришло к выводу, что российская медицина занимает последнее место в рейтинге эффективности здравоохранения. Отечественные эксперты стали пенять на методики. Но в целом с негативной оценкой они согласны. Между тем законодатели хотят предпринять беспрецедентные шаги, чтобы без помех довести медпомощь до больных.
Главные результаты заморского исследования таковы. Самая лучшая медицина – в Гонконге и Сингапуре. В первой пятёрке также Испания, Южная Корея и Япония. Среди лидеров Израиль и Австралия, Чили и Объединённые Арабские Эмираты. Что касается РФ, то она твердо заняла последнее, 55-е место. Впрочем, ненамного выше стоят Бразилия, Азербайджан, Колумбия и – внимание! – США.
Сразу же стали возникать вопросы из разряда «а судьи кто?». Выяснилось, что суть методики Bloomberg состоит в следующем. В мониторинге анализировались данные из 55 государств и административных районов с населением свыше 5 млн человек и ВВП на душу населения свыше $5 тысяч. Берутся три критерия – общая продолжительность жизни (ОПЖ), доля расходов на здравоохранение в ВВП, подушевые расходы на здравоохранение, рассчитанные в долларах по курсу ЦБ. Если проще – самой эффективной признается та медицина, в которой при наименьших расходах на здравоохранение высока ОПЖ. Вот и получилось: Гонконг (почти 84 года, 5,4% ВВП, $2021 на человека), Сингапур (соответственно 82,6, 4,9 и 2752), Испания (83,8, 9 и 2658), Южная Корея (82,1, 7,4 и 2060), Япония (83,6, 10,2 и 3703). Для сравнения, у РФ показатели следующие – 70,3 года, 7% и $893. Что касается США, то там 78,9, 17,1 и $9403.
Главные претензии стали предъявлять именно к методике исследования. Например, в Минздраве попеняли на использование Bloomberg информации Всемирного банка, а не официальной российской статистики. Согласно которой, в частности, средняя продолжительность жизни в РФ составляет чуть более 72 лет, а относительные расходы на здравоохранение колеблются в районе 5,7% ВВП. Некоторые эксперты утверждают, будто ошибаются и Bloomberg, и медицинские чиновники. Первые некорректны в своих прогнозах по ОПЖ, вторые не заботятся о том, чтобы предоставлять в международные организации более свежую информацию. И потому во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) сведения по РФ датирована ещё 2008 годом. А база данных ВОЗ использована Bloomberg.
Также напоминают, что медицинские расходы у нас формируются их двух источников – федерального и регионального. Кроме того, расходы на душу населения следовало бы рассчитывать не по курсу ЦБ, а по паритету покупательной способности доллара (рассчитанному по всей корзине ВВП). В идеале хорошо было бы добавить в эту методику и дополнительные показатели — уровень потребления алкоголя и степень урбанизации. То и другое существенно влияет на ОПЖ. Наверное, это актуально – российские мужчины живут на девять лет меньше, чем мужчины в «новых» странах ЕС, близких к России по уровню экономического развития.
Но когда дело доходит до разборов конкретных позиций, становится ясно – результаты заморского исследования могут стать отправной точкой для поиска слабых медицинских звеньев. А их более чем достаточно. Сейчас по горячим следам говорят, что наши онкобольные готовы заплатить любые деньги, лишь бы лечиться в Германии или Израиле. Доступность медпомощи колеблется у отметки ниже плинтуса, в РФ десятки тысяч населенных пунктов попросту оторваны от системы здравоохранения. Нагрузка на одного специалиста в бесплатной медицине зашкаливает, при этом главным показателем эффективности их работы остается не количество вылеченных больных, а количество пришедших на приём. Особо отмечается резкое падение уровня квалификации медицинских работников практически по всем звеньям. О технологическом уровне тактично умолчим. Оснащённые новейшей техникой и укомплектованные грамотными врачами институты и клиники исчисляются единицами. Звучат даже такие оценки: в медицинском госсекторе по расходам на одного пациента мы находимся не то что в начале второй полусотни, но скорее в конце второй сотни, где-то на уровне самых проблемных стран Африки.
Можно добавить нерациональную систему закупки лекарств и расходных материалов за государственный счёт. Из узкопрофессионального – смертность от инфекционных осложнений после хирургических вмешательств и внутрибольничная смертность от инфаркта миокарда в России в 2,5 раза выше, чем в развитых странах. Опять звучат голоса, что существующая система ОМС или окончательно исчерпала себя, или нуждается в коренной реформе.
Идёт постоянное «вымывание» толковых врачей из общедоступного здравоохранения в платную медицину. Причин тому по большому счёту три – лучшая техническая оснащённость частных больниц, сравнительно низкий уровень нагрузки и высокий уровень зарплат. Вот в этом секторе наметился прорыв. Например, уже зафиксированы случаи, когда пациенты из Европы и США едут лечить кости и суставы именно к нам. Благо это обходится им куда дешевле, чем на родине, при сравнительно высоком качестве лечения. Но одновременно между двумя составляющими отечественной системы здравоохранения – платной и бесплатной – уже образовалась самая настоящая пропасть.
В целом компетентные и наболевшие выводы российских медиков сходятся с результатами исследования агентства Bloomberg. Даже с учётом введения в исходные данные официальной статистики РФ по уровню эффективности здравоохранения окажется пускай не на 55-м, ну так на 50-м месте. При этом нас обгоняют не только Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, но и Белоруссия с Казахстаном. Что же касается США, то их низкий показатель несколько растерянно обосновывается склонностью к повышенной раздробленности и меньшей координации. Хотя по большому счёту нам бы их проблемы.
Тем временем в Госдуме на полном серьёзе обсуждают вопрос, не дать ли водителям «скорой помощи» помощи, едущим по экстренному вывозу, право таранить неправильно припаркованные машины, которые мешают проезду. А недавно в обществе носилась идея или вооружить работников этой службы, или приравнять их по статусу к полицейским. А вы говорите – Гонконг, Сингапур, ВВП, ОПЖ…
Николай Кольский, «В кризис.ру»