Ирина Ашкинадзе – основатель и организатор проекта «Дефиле на Неве». В интервью «В кризис.ру» она рассказала, как российские модельеры переживают кризис, каким трудом ей дается организация масштабного проекта и что делать начинающим дизайнерам, чтобы их коллекции покупали и носили.
Родной город Ирины Ашкинадзе – Ростов-на-Дону, в Петербурге она живет с шести лет. Работала в банке тринадцать лет с перерывом, на пару лет, жизни в Америке. Сначала экономистом, потом начальником отдела денежного обращения, валютного отдела и, наконец, заместителем управляющего.
Во время банковского кризиса 1998-го года Ирина решила открыть свое дело. Сначала речь шла о салоне красоты, затем пришла идея открытия магазина русских дизайнеров одежды и проведения профессионального проекта «Дефиле на Неве» — сезонных показов коллекций той самой одежды. Первое «Дефиле» прошло в апреле 2000 года в неотреставрированной картинной галерее Строгановского дворца. 7авторский коллекций увидело тогда 1,5 тысячи приглашённых гостей. Сейчас на показах 20-25 коллекций присутствует в среднем 15 тысяч человек. Изначально культурно-просветительский Проект «Дефиле на Неве» был задуман не как шоу, а как профессиональное мероприятие, куда должны приходить специалисты. Модные критики – для оценки актуальности коллекций, журналисты – для популяризации факта существования «русской моды», частные лица – для совершения покупок, а представители торговли — для возможных договоров о поставке этой одежды в магазины.
Сейчас неделя прет-а-порте в С.Петербурге «Дефиле на Неве», которая пройдёт весной 2010 года уже в 21-й раз — это самой масштабное на Северо-Западе модное событие, в истории которого существует дефиле более чем 500-сот торговых марок дизайнеров из Петербурга, Москвы, Екатеринбурга, Воронежа, Украины. Белоруссии, Латвии, Литвы, Франции, Бельгии, Америки и многих других регионов. Дефиле на Неве — это более 15 тысяч комплектов одежды, продемонстрированных искушённой петербургской аудитории на лучших площадках в историческом центре северной столицы. Это проект с бюджетом в несколько миллионов рублей и многомиллионной армией поклонников.
— Можно ли назвать проект «Дефиле на Неве» бизнес-проектом? Как он развивается во время кризиса?
— Прибыль от проведения проекта – минимальная, т.к. все привлечённые средства идут на правильную его организацию и развитие. Билеты на показы – не продаются. Приглашения распространяются, как раз среди покупателей дизайнерской одежды и спонсоров проекта – тех, кто вкладывает средства в становление российской индустрии. Слава Богу, даже сейчас, несмотря на кризис, нам удаётся найти партнёров. На площадке проекта мы занимаемся нетривиальной имиджевой рекламой продукции и услуг брендов, может быть, даже не относящиеся напрямую к моде, но позиционирующие себя среди многочисленной целевой аудитории fashion-проекта.
Уже несколько лет проект проходит при поддержке Комитета по культуре Правительства СПб, потому что мода – это неразрывная часть культуры. В работе проекта принимают участие много компаний, относящихся к малому бизнесу. Являясь руководителем проекта, я лоббирую интересы женщин-предпринимателей.
— Как Вам удалось привлечь такое внимание к проекту?
— Конечно, рупорами используем средства массовой информации, всевозможные интернет-издания. Правда, к сожалению, с телевизионными проектами сложно получается. На петербургских каналах нет передач о моде. Законы нашего успеха — исторически сложившаяся петербургская школа дизайна, традиционное партнёрство, работа в команде профессионалов и гигантский труд тысяч людей, создающих проект. Без ложной скромности могу добавить к этому мою любовь к городу, в котором я живу с 6-ти лет и энергию ростовской земли, где я родилась.
— В чем заключается миссия вашего проекта?
— Основная цель Дефиле на Неве – культурно-просветительская, образовательная. Она направлена на популяризацию отечественного дизайна одежды, рост профессионалов в области fashion –маркетинга и развитие fashion-индустрии в целом.
Петербургская Мода – это такая же красивая часть культуры Петербурга, как его театр, архитектура, литература, музыка… Мода привлекает к тем, кто работает в этой профессии, миллионы глаз. Мы стараемся с каждым сезоном повышать уровень проведения Дефиле на Неве и количество людей одевающихся красиво. Мечтаю, чтобы в гардеробе у каждого петербуржца была хотя бы одна вещь от русского дизайнера.
— Как вы считаете, чем обычно руководствуются компании, которые поддерживают проект? Какие задачи они решают вместе с вами?
— Имиджевая реклама компаний в рамках самого масштабного модного события на Северо-Западе, безусловно, способствует продвижению товара на рынок. Концентрация тысяч людей на одной площадке снижает стоимость одного контакта, имеется возможность пообщаться с VIP- персонами и создать некую базу клиентов, путём проведения промо-акций. Партнёры проекта упоминаются во многих публикациях более 100 аккредитованных на Дефиле СМИ.
— А много ли вообще в Петербурге проходит модных мероприятий?
— Есть такое современное поверье, что если в Петербурге мероприятие под одним и тем же брендом прошло более пяти раз – ну, хотя бы проходя раз в год, 5 лет существует, — значит, оно заслуживает серьезного внимания. В нашем городе в области моды преобладают «бабочки-однодневки» — ресторанные или галерейные презентации. Традиционными и профессиональными проектами за последние 10 лет, на мой взгляд, стали: Фестиваль «Невские Берега», Выставка «Индустрия моды», Конкурс «Адмиралтейская игла», этап конкурса «Русский Силуэт», «ELLE British Days».
— А как же «Модный десант»?
— «Модный десант», к сожалению для многих его фанатов, пару сезонов назад в период общего экономического кризиса незаметно прекратил «свою высадку». Просуществовал он 7 лет, во многом переняв опыт по организации дефиле от нашего проекта. Задумывался как фестиваль, где на конкурсной основе из перспективных дизайнеров из различных регионов определялись победители, которые вполне могли претендовать на участие во «взрослом» Дефиле на Неве. Впоследствии формат проекта поменялся. Модный Десант стал напоминать один из дней проекта Дефиле на Неве. Некоторые разногласия организаторов обоих проектов не позволили договориться о совместных действиях.
— Как у Вашего проекта с финансированием в кризис? Все ли получается?
— За 21 сезон работы на Дефиле на Неве сложилась сильная команда профессионалов: Pr-щики, управленцы, организаторы пространства, модельные агентства, режиссёры, стилисты, фотографы, журналисты, байеры и т.п. Проект делают сотни людей. Многие компании развили свой бизнес благодаря многолетнему партнёрству с известным , уже, во всё мире модным проектом Дефиле на Неве. Поэтому в сложной экономической ситуации они пошли на снижение своих гонораров. Кризис практически закрыл спонсорам возможность продвижения их товаров и услуг через имиджевую рекламу. Базу бюджета очередного проекта заложила субсидия Комитета по Культуре. Основным финансовым партнёром является, уже второй раз, сеть семейных комплексов Мега. Ещё в формировании бюджета фигурируют ряд некрупных фирм и организационные взносы участников. Сейчас – справляемся. Дальше – посмотрим. Возможно, будем менять формат. Невозможно такую махину, как Дефиле на Неве, провести на хорошем уровне без достаточного финансирования. А абы как мы делать не будем. На нас смотрят миллионы. У нас учатся.
Кроме современной политики спонсоров, мы столкнулись с проблемами, возникшими за эти 1,5 кризисных года, внутри модных домов и торговых марок. В предстоящем проекте не участвует ряд дизайнеров, бренды которых уже стали популярными в Петербурге и не только, благодаря их многочисленным презентациям на главном подиуме города в предыдущие 10 сезонов.
— Каковы причины ухода дизайнеров с рынка?
— Они не уходят с рынка. Они применяют антикризисные меры, сокращая имиджевую рекламу. Так, например, открывают интернет-магазины, показывают коллекции на частных площадках (ресторан-Bali, галерея-Anna Nova, магазин –Fashion Laboratory, бизнес-центр Форт и многое др.), принимают участие в мини — ярмарках-продажах (Sunday up market, Time to buy). У многих талантливых дизайнеров-девушек меняется личная жизнь. Кто-то уезжает учиться или работать в др. город, кто-то замуж выходит. О Насте Ивановой, Лене Тихоновой, Тимуре Киме, Ийи Йоц великолепно заявивших о себе лет 5 назад на нашем проекте, уже давно ничего не слышно.
Ещё пример автора, который перестал показывать сезонные коллекции — Алина Герман. Алина и её команда, создавая китчевые, стильные коллекции для звёзд шоу-бизнеса и представляя их на Дефиле на Неве, очень поспособствовали популяризации проекта. Сейчас она работает как художник по костюмам на телевидении, а до этого несколько лет руководила работой мультибрендового бутика.
— Не было идеи сплотить дизайнеров – например, создать Ассоциацию?
— Идея создать ассоциацию дизайнеров и декларировать петербургскую школу дизайна. Все творческие личности такие разнохарактерные и непредсказуемые, что я на себя эту миссию физически взять не могу. Все, с кем я работаю (а это более 40 торговых марок), объединить в одну структуру не вижу возможным. Считаю, что Проект Дефиле на Неве и есть некая объединяющая всех «Ассоциация».
Мы пробовали объединить 5-6 марок «Золотой молодёжи» под одной идеей – совместных презентаций петербургской моды на подиуме RFW. 1 апреля 2004 года, мы представили этот проект в Москве (Киаби, Pirosmani, Алексеев, Princess&frogs, BodyBoy) К сожалению, моё предложение о дальнейших совместных действиях в этом направлении – потерпели фиаско.
— Скажите, сколько стоит примерно участие для партнеров.
— А это не примерно, это совершенно прозрачные спонсорские пакеты. Бюджет «Дефиле на Неве» в хорошие времена был порядка 4 млн рублей. То есть три года назад, чтобы сделать «Дефиле на Неве», нужно было иметь порядка 4 млн рублей. В те времена мы работали по большой программе. Проводили бизнес-семинары, организовывали show-room, after-parties, печатали буклеты, выпускали газету и даже снимали кино.
Сейчас, вот уже в течение 3-х сезонов 2009-2010, из-за сокращения бюджетов спонсоров на имиджевую рекламу, пришлось затянуть пояса и сводить организацию Дефиле к чёткой работе основной площадки. Пакет генерального партнера сегодня составляет 1,2 млн рублей. Мы уже 3-й сезон работаем без Генерального. Приходится делить пакеты на мелкие суммы от 150 тыс. рублей. Количество работы по спонсорам возросло в 5 раз, а общий бюджет мероприятия намного сократился. Правда, никто из 15 тыс. гостей прошлого, экономически очень трудного сезона, не заявлял о понижении уровня организации. Сейчас организация самого масштабного в Петербурге Дефиле, ещё более усложняется, т.к. площадка Манежа реконструирована с уменьшением полезной для нас площади, и произошли кадровые перестановки в команде проекта. Мы выжимаем максимум, из имеющихся ресурсов и «революционной ситуации», чтобы одержать очередную победу над обстоятельствами.
— Что сейчас происходит с дизайнерскими магазинами?
— Огорчена, что «детище» Дефиле на Неве – Галерея русских дизайнеров в ТЦ Балтийский, которая работала 3 года — закрылась. Со стороны арендаторов, безусловно, были ошибки в продвижении этого проекта. Некоторые позволяли себе открывать бутик позже положенного, дизайнеры не объединились в регулярных рекламных опциях в этом месте, не поделились друг с другом базой клиентов. Кроме того, географически, этот центр, находящийся вдали от метро, был не очень конкурентно -способен. В ТК «Атлантик-Сити» на ул. Савушкина, в ТК «Невский Атриум» на ул. Марата, в ТЦ Миллер на Комендантском, ТК Эсфера на Невском, ТЦ ПИК и Променад — сейчас работает более 10-ти подобных магазинов. Есть имиджевые бутики – Дань Моде, F. Adress, Backstage… Рада, что сегодня институт байеров становится на ноги, появляются новые магазины, предлагающие клиентам «русскую моду». Ведь 10 лет назад бутик «Дефиле» на канале Грибоедова был первым и единственным в России бутиком, который представлял авторскую моду «от наших». Конечно, сложно продавать не очень известные среди широкой аудитории дизайнерские марки по цене от 5 до 50 тыс. рублей за вещь. Ткани – европейские, тираж – минимальный, цена, даже с наценкой магазина всего в 2 раза (а не в 3-4, как у иностранных тиражированных брендов), вроде оправдана. Велика конкуренция известных производителей, отшивающих тиражи в Китае, вот поэтому и надо продвигать «наше» через такой мощный проект как Дефиле на Неве.
— А вы не планируете снова открывать магазин?
— Я обсуждала этот вопрос с представителями fashion-партнёра Дефиле на Неве – сетью торговых комплексов МЕГА. Совместно с Катей Андержановой подали заявку на аренду площади, под магазин её марки. Попробуем организовать некое совместное действие под эгидой известного бренда Дефиле на Неве в адрес отдельных торговых марок.
— С чего бы вы посоветовали начать дизайнеру, который «В контакте» выкладывает свои работы, шьет, вяжет. Возможно ли ему продвинуться, не имея больших средств, которые можно вложить в свои коллекции?
— Очень приветствую продвижение on-line. В настоящее кризисное время, когда кредиты брать опасно, начинающим дизайнерам помогают организовать дело их родственники. Это значительные затраты по регистрации фирмы, минимальному производству качественных изделий. На рекламу средств уже не хватает. Поэтому существование марки в интернете, продажи через интернет-магазины и шоу-румы, возможность сбора информации об «обратной связи» с покупателями, отсутствие необходимости в создании сезонных «взрослых» коллекций, состоящих не менее чем из 25 комплектов — для вновь появляющихся дизайнерских марок — удобны.
— Какие у вас прогнозы на ближайшее будущее?
— Сейчас я вся в работе. Раздвигаем тучи руками и ждём, когда выглянет солнце! А солнце уже точно выглянет 10 апреля 2010 года, в первый день работы 21-го проекта Дефиле на Неве.
Для дружной и профессиональной команды Дефиле на Неве, состоящей из сотен человек, для многотысячных гостей показов и тех поклонников Russian fashion, кто наблюдает за его историей уже 10 лет, представить жизнь культурной столицы без этого проекта уже очень сложно. Дай Бог мне, моим коллегам и всем неравнодушным к нашим традициям — здравия и процветания! Ведь модный проект дефиле на Неве за 21 сезон стал неотъемлемая частью культурной жизни современного Петербурга, а я за него отвечаю!