В минувшее воскресенье в "Вестях" был показан сюжет, посвященный очередной попытке городских оппозиционеров провести референдум по вопросу строительства "Охта центра". Горизбирком вынес данный вопрос на рассмотрение депутатов Законодательного собрания Петербурга. Однако радоваться оппозиционерам рано, поскольку, считают «Вести», главное у них еще впереди: сначала им надо убедить депутатов в необходимости референдума, потом — 70 тысяч горожан, чьи подписи необходимы, чтобы процедура референдума была запущена.
Но необходимого числа сторонников оппозиционеры не имеют ни среди одних, ни среди других. Оно и понятно: на искусственные трюки и манипуляции с фотомонтажем и документами в Петербурге теперь покупаются не многие. Основной тезис оппозиции, что «Охта центр» хотят построить в центре Петербурга, не раз опровергался представителями компании-застройщика и независимыми экспертами. На искусственное введение в заблуждение общественности не раз обращал внимание главный архитектор проекта «Охта центра» Филипп Никандров. "Здесь мы имеем расположение башни гораздо дальше от исторических доминант — центра города, чем это, скажем, в Париже, в Вене, в Лондоне. Они построили высотные доминанты, небоскребы достаточно близко к историческому городу, примерно километр, два километра. Мы здесь говорим о пяти километрах и больше", — обращает внимание общественности Филипп Никандров. Также неоднократно он давал оценку лживым картинкам с видами на доминанту из различных точек города, которую в своих публикациях и телепередачах используют противники проекта. Филипп Никандров показывает, чего можно добиться компьютерным монтажом, играя масштабом и цветом: «Стоит выкрасить Исаакиевский собор в ультрамарин, — считает архитектор, — и творение Монферрана превратится в гигантскую чернильницу, абсолютно чужеродную на привычном фоне». Именно такого эффекта, по мнению Филиппа Никандрова, добиваются авторы мелькающих в Интернете картинок, совмещая ночную графику с дневными пейзажами.
Заказчиков строительства упрекают также в желании создать рестораны и офисы с видом на Неву. Но строители этого и не отрицают. Более того, отмечают «Вести», используют как собственный козырь, ведь кроме колоннады Исаакиевского собора в городе нет ни одной смотровой площадки. А точек, откуда Петербург виден как единый ансамбль, нет вовсе.
Доминанта «Охта центра» исказит линию горизонта города, заявляю противники "Охта-центра". Но с ними не согласны десятки выдающихся деятелей культуры Москвы и Санкт-Петербурга, которые настаивают: здание настолько ажурное, что сольется с небесным фоном. "С чего все начинается: что кто-то выкопал землянку. Потом какой-то негодяй поставил избушку и загородил вид на землянку. Землянщик рыдает. Избушечник торжествует. Но кто-нибудь ставит каменный домик, который загораживает деревянную избушку. То есть это всегда страсти. Это всегда драматургия. Это всегда нормально", — считает журналист, депутат Госдумы Александр Невзоров.
"Мы можем оказаться в роли людей, которые огульно ругают все новое. Ведь когда-то музыка Прокофьева была новой, кому-то даже казалась варварской. Сегодня вся Россия гордится Сергеем Прокофьевым, Шостаковичем или Стравинским. Это все дети Петербурга. Конечно, если задача будет перед всеми архитекторами просто копировать Зимний Дворец — благородная задача, но смеху будет много", — уверен народный артист России, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев.
Заканчивают свой сюжет «Вести» историческим экскурсом, обращая внимание на то обстоятельство, что многие здания, которыми мы сегодня любуемся, в момент строительства также вызывали неприятие части горожан. В частности, государственный телеканал указывает, что офис Филиппа Никандрова расположен в знаменитом доме Зингера на Невском проспекте напротив Казанского собора. «Это теперь богини со швейными машинками признаны классиками модерна, а в начале ХХ века архитектору еще как досталось на орехи. И за швейные машинки, и за дерзкое соседство с шедевром Воронихина, и, главное, за непомерную американскую высоту здания. Позже оказалось, что атланты и стеклянный глобус в их руках с Казанским собором никак не конфликтуют. Две стороны одного проспекта — это противостояние сакральной, духовной жизни и жизни материальной не редкость в архитектуре Петербурга», — таким выводом заканчивается сюжет «Вестей».
Напомним, проект строительства общественно-делового комплекса «Охта центр» реализуется структурами «Газпрома» в Красногвардейском районе Петербурга. Площадь осваиваемой территории — 68 га. Площадь общественно-деловой застройки составит 1 млн кв. м. Строительство может начаться уже весной 2010 года. Архитектурную доминанту высотой 396 метров планируется возвести в 2012 году. Полностью деловой квартал будет построен к 2016 году.