Новый вид игр по городскому ориентированию приносит своим создателям миллионные прибыли и регулярно забирает жизни молодых людей. Ульяновский суд приговорил организатора игры, разместившего задание в трансформаторной будке, где позже погиб игрок, к двум годам реального заключения и штрафу.

Некоторые считают, что страсть к опасности заложена в саму природу человека: тысячелетия он сначала добывал себе пищу, и мог быть в любой момент съеден хищными животными, затем последовали десятки столетий войн за лучшие земли и экономическое влияние. Сегодня, когда жизнь среднего гражданина мегаполиса сведена, несмотря на все усилия преступников и «оборотней», фактически к тепличному существованию, адреналина в крови стало многим не хватать. Все большее распространение получают так называемые «экстремальные» виды спорта. Но у них есть один безусловный минус: зачастую они требуют серьезных финансовых вложений, и выезда в отдаленные местности.

Компенсировать эти недостатки позволяют городские интерактивные игры, включающие в себя соревнование по ночному городскому ориентированию, актерские и ролевые уровни, экстремальные и логические задания. Началось все в начале века в Белоруссии, а в Россию игры пришли в 2005 году: играть начали одновременно Москва и Петербург. В столице прошли «Схватка» и «Энкаунтер», а в Петербурге — «Дозор». В «Дозор» сегодня играют более 180 городов и несколько бывших республик.

Суть игры

Несколько команд, обычно 7—10, все зависит от сложившихся в каждом городе условий, должны выполнить за время, отведенное на игру, несколько заданий.  Задание представляет собой некую головоломку, расшифровав которую игроки узнают какое-то место в городе, где им передают следующее задание.  Все играющие команды получают одни и те же задания, но в разной последовательности. Выигрывает та команда, которая справилась быстрее всех.

Игры обычно проходят с 22:00 субботы до 7:00 воскресенья, а раз в год проводится Мега DozoR, где собираются команды из разных соседних городов, а также раз в год происходит Кубок, который в прошлом году, например, проходил в Севастополе. 

В качестве примера задания можно привести такое (из игры в Киеве):

«Шесть колобков спрятались под мостом».
Если игроки не могут понять, о чем идет разговор, то через 30 минут им выдается первая подсказка:

«Ну и представьте себе, что один колобок — съедает в день 6779 крошек хлеба, а сколько же он съест за 109 недель. Попробуйте найти его потом».

Еще через полчаса вторая:

«Грохот железной дороги и метро мешал колобкам перекидываться в карты».

Третьей подсказки нет: если через полтора часа организатор игры не получил код – команда проиграла.

В приведенном задании игроки должны были догадаться, что необходимый код написан под мостом метро над железной дорогой возле Хлебокомбината № 6. В первой подсказке был зашифрован номер телефона хлебокомбината.

Смерть

В приведенном задании киевской игры код опасности составлял «+2». И, на самом деле, нельзя сказать, что искать записанные цифры между двух железнодорожных мостов – безопасное занятие.

Шкала кодов опасностей — от 1 до 3+. Код опасности 1 — не опасно, а код 3 – «место потенциально может быть опасно для жизни и здоровья». Три с плюсом требует вдобавок «предельное внимание на уровне».

Время от времени «дозорные» получают травмы или даже гибнут.  27 апреля 2008 года в Туле с бетонной конструкции сорвался юноша. В ночь с 11 на 12 апреля 2009 года от удара током в действующей трансформаторной будке погиб «дозорный» в Ульяновске. 6 июня 2009 года в Нижнем Новгороде молодой человек упал с крыши заброшенного торфяного завода. 27 сентября 2009 года в Брянске «дозорный» снова погиб в трансформаторной будке, где он пытался отыскать код. Встречаются упоминания о гибели «экипажа» в автомобильной аварии во время игры в Ростове, а мелкие аварии и травмы типа вывихов никто даже не считает.

На форуме «дозорных» кто-то, во время обсуждения смерти в Туле, признается: «Игра "Дозор" так или иначе связана с риском для жизни. Именно по этой причине НЕКОТОРЫЕ люди играют в нее…»

Одна из свидетельниц там же, в обсуждении помощи родителям погибшего, пишет: «Я хочу все это забыть!!!  Я не готова играть в дозор через 2 недели. Даже в благотворительный. Мы соберем деньги и передадим. На большее я не способна. Простите. Надеюсь, когда придет время возвращаться в дозор, он будет безопаснее, хотя это зависит и от каждого из нас. Уверена, что КАА сделает все возможное для обеспечения безопасности, а мы, в свою очередь, его в этом должны будем поддержать».

Справедливости ради стоит заметить, что и в других аналогичных играх смерти случаются так же весьма регулярно.

Игрок Кирилл Жировов был смертельно травмирован в электроподстанции током напряжением в 10 тысяч вольт. Организатор Максим Бубнов, разместивший задание именно там, писал (орфография и пунктуация здесь и ниже сохранены): «… когда мы исследовали 2-ой раз локацию, и зная, что на территории находится это задание и подведены провода, мы решили, естественно проверить работоспособность. На всякий случай. Чтобы быть уверенным, если кто-то туда лишний раз залезет даже без чека. И в мысли не могло прийти, что такая развалина работающая. Как и оказалось днем она не работает. Сергей кинул железную арматурину и перемкнул 3 шины( вроде так называется). Ничего не последовало. Видя, что зданьице не под напряжением, залез проверил для уверенности провода и щитки. Слез.»

Один из участников роковой игры писал: «Обошёл здание, не нашёл лестницу, однако, нашёл чек который указывал наверх по стене, на которой крепилась металлоконструкция, на которой были приварены «белые штуковины», на которые крепятся провода. Начал подниматься наверх. Кирилл был уже наверху. Вместе с ним был человек из его команды (Альянс), вдруг вспыхнул свет, и послышался голос «Не лезь туда». Спустя пару секунд ещё один всплеск света, который осветил всё вокруг и полетело куча искр».

на фото: осужденный организатор Максим Бубнов

Адвокат Бубнова считала, что наказание должны понести энергетики, которые не заперли будку. Но суд, однако, признал организатора виновным в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности и повлекших по неосторожности гибель человека (п. "г" ч. 2 ст. 238 УК РФ) и приговорил его к двум годам колонии общего режима, а также обязал выплатить 800 тысяч рублей компенсации родителям погибшего.

Организаторы берут с каждого участника игры перед началом расписку, что тот, как замечено на дозоровском» форуме, «сам отвечает за свою шкуру». Но, как видим, суд правомочность этой расписки не признал. Организаторы, оказывается, все-таки несут ответственность за те опасности, которым они подвергают жизнь игроков. Но вряд ли это кого-нибудь остановит: убрать опасности – значит выхолостить суть игры. А в ней уже замешаны слишком большие деньги…

Деньги

Главная, пожалуй, причина споров, какая игра лучше – возможность «поднять» спонсорские деньги. Играют в «городские игры» не только студенты, а еще множество «молодых профессионалов», людей, не только хорошо получающих, но и отлично тратящих. Организаторы Encounter’а, например, утверждают, что у них играет около 300 тысяч участников в 11 странах. Но, как говорят, в Москве в этой игрой увлечены порядка 300 человек… Идут разговоры о том, что в «Дозоре» участвует 180 тысяч игроков, но на «фирменном» форуме зарегистрирован всего 73 781 пользователь. Но и это уже не маленькая аудитория. В 2008 году именно игру «Дозор» выбрали сеть бытовой техники и электроники «Эльдорадо» и компания Nokia для продвижения новой модели мобильного телефона со встроенным GPS-модулем. По сообщениям СМИ, общий бюджет промоакции составил 1 миллион долларов.

Сами организаторы на «денежную» тему разговаривать упорно  отказываются, но сайт о городских играх выставил документ под названием «Подробные условия франшизы проекта DozoR». Авторы документа гордо указывают, что их мероприятия «спонсируются известными компаниями, такими как Билайн, Евросеть, Яркий луч».

Нельзя утверждать, что это подлинный документ, но многие указанные в нем цифры совпадают со слухами, ходившими уже давно. Подтвердили нам, что «раскладка близка к правде» и участники самой игры. Впрочем, Алесь Жук, создатель и организатор «Дозора», комментировать нам какую-либо экономическую составляющую своей игры отказался, а по поводу франшизы остроумно заметил, что «не читал, мало ли что там выложено», что уже наводит на определенные мысли.

Но и это не все: «городские игры» давно работают по франчайзингу, и чтобы запустить игру в своем городе, необходимо делиться выручкой с московским офисом. Бюджет же региональный складывается из взносов участвующих команд. Взносы везде разные: в Ульяновске, например, где погиб молодой человек, команды вносили за участие в игре по 3 600 рублей. Примерно в этих же пределах стоит участие команды и в других городах. Но в некоторых маленьких городах взносы начинаются от 1200, например, в Рыбинске. В зависимости от игры и прочих условий, взнос может подниматься до 4500 рублей. Во франшизе говорится:

«Обязательства организатора:

— после презентационной игры зарегистрировать ЧП или ООО для сбора денег с команд и перечислений в ООО «Дозор»

— готовить и проводить игры 2 раза в месяц

— выполнять план по развитию, рекламе и пиару проекта

— выполнять минимум по играющим командам (в зависимости от города 10-20 команд)

— 30% от спонсорских денег перечислять в ООО «Дозор»

— при производстве атрибутики своими силами 50% от прибыли перечислять в ООО «Дозор»

От 2/3 от всех собранных денег (взносы от команд) отчисляется:

первые полгода 50%

вторые полгода 30%

постоянно далее 10%

От оставшейся 1/3 от всех собранных денег (взносы от команд) отчисляется:

постоянно 40%

Т.о. итоговая сумма складывается из двух сумм выше».

Но не забыты и организаторы. Чтобы они поняли свои будущие доходы, во франшизе приводится целая таблица: «примерный расчет Вашего дохода при 10 играющих командах и взносе 3000 руб.»

Расходы организатора, как уверяют авторы таблицы, не слишком велики:

«Затраты при 10 командах в месяц (примерно, т.к. зависит от многих факторов):

баллончик с краской – 200 руб.

моб. связь – 500 руб.

интернет – 500 руб.

затраты на бензин или транспорт – 1000 руб.

Итого около 5000 руб.»

10 команд – понятно, не предел. В Санкт-Петербурге, например, их около 400. Понятно, что в списке есть и «мертвые», давно не играющие, или играющие редко. Но масштабы, тем не менее, впечатляют.  Постоянно играют в «Дозор» в Санкт-Петербурге» от 15 до 35 команд.

«Также, — говорится в условиях франшизы, — кроме прибыли с проведения игр для населения есть прибыль со спонсоров, с проведения корпоративных игр и корпоративных турниров. Так что Ваш доход напрямую будет зависеть от Ваших усилий в продвижении игры».

Источник, принимавший участие в организации «Дозора» и пожелавший остаться неизвестным, заявил «В Кризис.ру», что доход организатора и в самом деле зависит от его усилий по продвижению игры:

«Организатор получает в месяц порядка 50 тысяч рублей. У некоторых доходы бывают и ниже, но бывают и выше. Я, например, слышал про стабильный доход организатора в 120 тысяч в месяц. Раньше призовой фонд  делился 50/50, и одна половина выдавалась команде-победителю. В связи с общегосударственной борьбой с игровой индустрией выигрыши были отменены, но вот взносы остались. Сейчас вместо выигрыша, бывает, выдаются призы от спонсоров», — рассказал собеседник «В кризис.ру».

Сумеют ли организаторы городских игр сделать игры безопасными, сохранив «экстрим»? Такое решение было бы гениальным, но, увы, мало у кого получается совмещать практически несовместимое. А какой выбор сделают московские владельцы франшиз,  когда перед ними станет вилка — брать «рискового» парня, поднимающего бюджеты, или острожного? Сидеть-то все равно не им. Как и гибнуть, впрочем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *