22 декабря 1869 года в Санкт-Петербурге впервые в истории провели перепись населения. Её инициатором стало Русское географическое общество, а вдохновителем всей затеи был знаменитый географ, исследователь, экономист и общественный деятель Пётр Семёнов-Тян-Шанский. Он добился проведения переписи населения Петербурга по разработанной им форме, ставшей основой для последующих переписей. Она актуальна и сейчас. С тех пор многое усовершенствовали, но принцип остался прежним.
Перепись в Петербурге была однодневной и стала новым, невиданным доселе явлением общественной жизни. А опубликованные результаты ― потрясающей силы документ эпохи. Дело даже не в том, что впервые применялись научные методы подсчёта, благодаря чему итоги были уникально точными. И не в том, что выяснилось реальное количество жителей столицы (667026 человек) и количество домов в ней (9109 построек, включая обычные дома, особняки и дворцы). Главное в том, что эти подсчёты были честными.
Как выяснилось, после крестьянской реформы на 667 тысяч жителей столицы приходилось всего 140 тысяч промышленных рабочих (35 тысяч женщин). Зато работало две с половиной тысячи золотых и серебряных дел мастеров и «бриллиантщиков», около тысячи часовщиков, изготовителей и настройщиков роялей. Ещё тысяча ― шляпники и шляпницы. Вообще же обували и одевали горожан более 21 тысячи человек.
Придворной челяди было почти три тысячи ― в полтора раза больше, чем проституток или арестантов. А чиновников набралось 12 тысяч. Столько же были заняты в домах презрения и благотворительности.
Прислуги в столице было более 105 тысяч. В торговле, общепите и транспортных услугах подвизались 80 тысяч человек. Производством продовольствия занимались 8863 человека, из них наибольшее число работающих ―1700 человек ― были заняты в табачном производстве и 1181 ― в пивоварении (в водочном производстве ― 488).
Разного рода иждивенцев была почти треть жителей ― более 220 тысяч человек. И далеко не все они были детьми. В пояснительной записке к результатам переписи указано, что работающих считали с 10 лет. Но точное количество работающих детей в обширнейшем отчёте из трёх томов не указано. Стеснялись что ли?
Грамотных мужчин в столице было 62%, а женщин ― 46%. Если смотреть по сословиям, то наибольшее число неграмотных было среди крестьян и солдат, а среди них самые грамотные были ярославцы (они вообще составляли большинство понаехавших).
Мужчин в Петербурге было больше, чем женщин: на 100 мужчин приходилось 77 женщин. Женатых мужчин было 50%, замужних женщин только 32%. При этом в столице насчитывалось всего 67 тысяч семейных пар, живущих вместе, хотя при этом официально женатых и замужних было 226270 человек. Этот семейный вопрос вообще, судя по всему, чуть ли не самый сложный в российской статистике. Прошло чуть более полувека и в 1926 году, уже в Ленинграде, переписчики столкнулись с такой же проблемой. «Оказалось много семей с двумя жёнами: зарегистрированными и фактическими, но те и другие энергично доказывали счётчикам, что именно они и есть настоящие, ― жаловались в отчёте советские статистики. ― Некоторые даже приходили в переписные бюро жаловаться на счётчиков, что они не вносили их в карточки как жён. Больными вопросами оказались вопросы о брачном состоянии, о жилой площади, и о возрасте у женщин». Вероятно, если бы такую реальную перепись провели сегодня, выводы были бы схожими.
Семёнов-Тян-Шанский был уверен, что знания о численности населения, его национальном составе, грамотности и прочих сведений помогут правительству в заботе о развитии страны. Столь же горячо поддержал эту идею Лев Толстой и через несколько лет даже принял участие в подобной питерской переписи в Москве. «Для общества интерес и значение переписи в том, что она даёт ему зеркало, в которое, хочешь, не хочешь, посмотрится всё общество и каждый из нас». Он верил, что, узнав о том, в какой нищете и бесправии живут большинство москвичей, богачи устыдятся и начнут активно помогать им. Но это чистый идеализм. Тот же Толстой довольно скоро пересмотрел свои взгляды и будучи убеждённым пацифистом, вполне осознанно принял сторону народовольцев, а потом эсеров.