Известный петербургский модельер Лилия Киселенко надеется, что со строительством «Охта центра» коренным образом изменится не только деловая, но и культурная среда всего правобережья Невы. А сам проект новой городской высотной доминанты является для дизайнера, чьи коллекции всегда отличали стремление к простым и строгим линиям, источником вдохновения.
– Как известно, архитектура и дизайн – понятия родственные. Что вы скажете о проекте «Охта центр» с чисто эстетической точки зрения?
– Я много путешествую и, какие бы мировые столицы ни посещала, везде вижу стремительные перемены в архитектурном облике городов. Везде строят высотные башни, и отнюдь не только в странах третьего мира, но и в самом центре Европы: ближайший пример – архитектурные новации Норманна Фостера в Лондоне или новый район Дефанс в сердце Парижа. И воздушная, устремленная ввысь вертикаль «Охта центра» за рекой – это хороший вкус и качественный образец европейского стиля.
– Как вы оцениваете позицию противников проекта?
– Честно говоря, мне непонятны корни ожесточенного сопротивления, с которым встретили этот проект некоторые петербуржцы. Я, разумеется, ничего не имею против сохранения образцов культурного наследия, в том числе и архитектурных памятников северной столицы. Но город нельзя навеки «засушить», как гербарий, в том первозданном виде, который нам достался от талантливых зодчих прошлого. Творцы сегодняшнего дня тоже должны что-то значительное оставить после себя как памятник времени. И почему таким памятником не может стать эта красивая вертикаль, сконструированная к тому же специалистами известной архитектурной мастерской? Я – за все новое. Новации в архитектурном облике города необходимы так же, как и появление новых идей в конструировании одежды. Движение вперед – это и есть жизнь. Такое понимание должно определять мышление не только людей, имеющих прямое отношение к творчеству, но и обычных горожан. Обидно, что многие до сих пор пытаются жить прошлым. Сознание петербуржцев всегда было несколько заторможенным и консервативным, когда речь заходила о новациях. Но все, что поначалу принималось в штыки, потом становилось привычной обыденностью, а затем – признанной классикой. Ведь архитектурная эклектика, которая, по сути, определяет сегодняшний «канонизированный» облик Петебурга, никак не отрицает появление образцов нового архитектурного стиля. Разумеется, если они отвечают высокому вкусу, вне зависимости от своей высотности.
– Представители оппозиционного мнения опасаются, что новый проект может стать непоправимой ошибкой градостроителей…
– Ошибок не совершает тот, кто ничего не делает. Даже если мы в чем-то ошибемся – это будут наши ошибки. Впрочем, я верю в профессионализм разработчиков проекта: ведь его автор не какой-то безвестный архитектор, а специалист с хорошей международной репутацией. К тому же «Охта центр», насколько мне известно, коренным образом изменит не только деловую, но и культурную среду всего Правобережья Невы. Я сама жила на Малой Охте и прекрасно знаю, что это район с унылой устаревшей застройкой и плохо развитой инфраструктурой. Жителям его пока не позавидуешь. А с появлением «Охта центра», который станет не только архитектурной достопримечательностью, но и культурным центром с современными концертным залом и музеем, сюда с удовольствием придут не только жители района, но и обитатели исторического центра, и туристы.
– Кстати, многофункциональный концертный зал «Охта центра» наверняка станет престижной площадкой не только для театральных постановок и эстрадных шоу, но и для модных дефиле…
– Думаю, что в этом высокоэстетичном пространстве будет органично смотреться любое качественное зрелище и презентации новых модных коллекций не исключение. Так что я – убежденная сторонница этого проекта, тем более что новый архитектурный шедевр во всей его красе будет отлично просматриваться с Кирочной улицы, где расположена наша новая студия.
– Кое-кто именно этого и опасается: мол, вид новой высотки претит петербургскому вкусу…
– Лично меня он будет только вдохновлять. Я – за все новое.