В поддержку строительства «Охта центра» выступил президент Ассоциации музыкальных театров России, художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» народный артист Юрий АЛЕКСАНДРОВ. Его мнение особенно интересно, поскольку с одной стороны, здание его театра являет собой пример бережного отношения к историческому наследию, а с другой стороны, Александров – режиссер-новатор. И как никто он понимает, что старые формы должны обогащаться новым содержанием и северную столицу нельзя превращать в город-музей.                              

– Культура – это всегда поиск нового содержания, что не исключает, разумеется, уважения к устоявшимся ценностям, – говорит режиссер. – Культурные люди не могут себя законсервировать в прошлом. Нельзя возводить в абсолют формы, которые были найдены нашими предшественниками в XVIII или XIX веках, при всей их уникальности. Я за то, чтобы гармонично сочетать сохранение прежних ценностей с инновациями, которые станут символами нового времени. Мне кажутся кощунством попытки изуродовать исторические здания всевозможными надстройками. Но я могу только приветст­вовать появление в Петербурге такого уникального архитектурного проекта, каким является «Охта центр». Великий режиссер Борис Покровский как-то написал в своей книге, что режиссер – это раб композитора. И все бездарности вздохнули с облегчением: ведь будучи рабами, можно пребывать в спокойствии. С раба взятки гладки. Но в другой книге Покровский назвал режиссуру «перпендикуляром к музыке». И «рабы» всполошились: ведь перпендикуляр вступает в противоречие с бездумным поклонением признанному образцу, требует активного творчества, работы мысли. Обновлять старые добрые петербургские дворы – это, конечно, миссия. Но это не единственное, чем стоит заниматься. Петербург не может превращаться в музей. И городская среда должна создаваться для комфортной жизни ее обитателей. Именно поэтому я всей душой выступаю за этот современный проект, который всем нам, по-моему, просто необходим.
– Что вы думаете о спорах вокруг него?
– Вы не поверите, но никогда я не испытывал такого обостренного интереса журналистов к моей скромной персоне, как после того, когда мною было подписано открытое письмо петербургской интеллигенции в поддержку строительства «Охта центра». И было оскорбительно то и дело слышать вопросы о том, кто и как на меня оказывал давление, чтобы заполучить мою подпись. Я тридцать лет честно служу оперному искусству во имя приумножения славы нашего города и, кажется, заслужил право на уважительное отношение к собственному мнению. Если бы с тем же пылом, с каким иные сограждане пытались уличить меня в неискренности, мы относились к развитию нашего театра и искусства в целом, думаю, всякие споры на тему «строить или не строить» просто потеряли бы смысл. И новая архитектура с ее башнями и другими новаторскими формами давно прописалась бы в Петербурге. Тем самым развитие города обрело бы стройную логику. А пока мы много разрушаем, но мало создаем такого, что восхитило бы будущие поколения.
– Вам есть с чем сравнивать: вы много гастролируете по европейским столицам, которые гармонично соединяют в себе историческую застройку с архитектурными новациями. Кроме того, вы ведь создали оперный театр в Астане, которая сегодня бурно развивается…
– Вы вот все говорите о столицах, а ведь в сознании многих горожан Петербург, к сожалению, остается «городом с областной судьбой». Мы всего боимся, всякий новый проект принимаем в штыки. Столичное мышление – иное как в Европе, так и в Азии. Конечно, казахская Астана – это не Петербург с его трехсотлетней историей, но этот город строится по принципу мировой евроазиатской столицы. Там работают лучшие архитекторы, чью творческую мысль не тормозят пустые соображения о том, как бы не оскорбить поборников старины… Прогресс всегда связан с теорией большого скачка. А мы хотим прыгать в высоту без разбега. Надо дать свободу творить тем, кто стремится к новому. Когда смотришь в Нью-Йорке на знаменитую башню Hearst Нормана Фостера и творения других талантливых архитекторов, их можно называть как угодно – кукурузой, дыней, лампочкой. Но это прежде всего уникальные образцы архитектурной мысли, на которые люди ходят и едут смотреть со всего мира. Как будут приезжать в Петербург, чтобы увидеть «Охта центр».
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *