В последние два десятилетия пальма первенства в кассовых сборах по всему миру однозначно принадлежит фильмам в жанре жанре фэнтези и научной фантастики – картинам, сюжеты которых бесконечно далеки от реалий повседневной жизни. В эту группу входят картины, снятые по мотивам комиксов, сказок, легенд… В чём секрет их успеха? Только ли красивая картинка и сногсшибательные спецэффекты заставляют зрителей отдавать свои кровные за билет в кинотеатр?
Четырнадцать миллиардных
История кинематографа на данный момент знает всего лишь четырнадцать фильмов, чьи сборы преодолели рубеж в миллиард долларов. На первом месте – «Аватар» Джеймса Кэмерона, вышедший на экраны в 2009 году и собравший 2 782 375 172$. На втором месте – «Титаник», выпущенный в1997 году и собравший 2 185 372 302$ с учётом 3D-версии 2010 года. На третьем – фильм «Мстители» Джосса Уиндона, снятый по мотивам комиксов издательства Marvel Comics (2012 год, собрал 1 512 157 910$). Кроме них, больше миллиарда долларов принесли своим создателям фильмы «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (1999), «Властелин колец: Возвращение короля» (2003), «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (2006), «Тёмный рыцарь» (2008), «Алиса в Стране чудес» (2010), «История игрушек: Большой побег» (2010), «Пираты Карибского моря: На странных берегах» (2011), «Гарри Поттер и Дары Смерти: часть 2» (2011), «Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны» (2011), «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды» (2012), «007: Координаты «Скайфолл»» (2012).
Из этого списка, пожалуй, только «Титаник» и «007: Координаты «Скайфолл»» нельзя отнести к жанру фантастики Все остальные фильмы-«миллиардеры» объединяет одна особенность: они создают и предлагают зрителю альтернативную реальность, порой весьма далёкую от той, что окружает нас каждый день. Цифры подтверждают: альтернативная реальность для современного зрителя однозначно привлекательней существующей. Чем же?
Просто и позитивно!
Поток информации, который обрушивается каждый день на любого жителя современных городов, сам по себе является источником стресса. Во-первых, эту информацию нужно воспринять, усвоить и осмыслить, что, учитывая её объёмы, требует немалых усилий. Во-вторых – и это главное – непрерывно поступающую информацию нужно оценить! Вон та броская реклама на соседнем доме, красный сигнал светофора на перекрёстке, новое решение правительства, о котором я только что прочитал в газете – хорошо это или плохо? Нужно или не нужно? Какое место эта информация занимает в картине мира, которую человек создает для себя на протяжении всей жизни?
В фильме за зрителя всё решил режиссёр. Вот злодей: он хочет погубить весь мир или несколько конкретных людей, так что практически любые меры противодействия злу будут оправданы. Вот положительный персонаж, который противостоит злодею. Практически любой из главных героев либо плох, либо хорош, это видно сразу, и зрителю не приходится ломать голову, оценивая его самостоятельно. Всё просто.
Ещё одним мощнейшим источником стресса в реальной жизни становится неопределённость. Что день грядущий нам готовит? Никто не знает, и эта неизвестность создаёт дополнительное напряжение, даже если люди его не осознают. Это особенно актуально для людей с нестабильным финансовым положением – впрочем, у кого оно сейчас стабильно? Неоднозначная экономическая и политическая ситуация в стране тоже создаёт дополнительный стресс, и чтобы хоть ненадолго отвлечься от давящего ощущения неопределённости, люди идут – бегут – в кино. Они знают, что какие бы препятствия ни вставали на пути героев картины, всё обязано закончиться хорошо. Неизбежно счастливый конец популярного фильма часто служит мишенью для насмешек критиков, но нельзя не признать: публика ожидает увидеть именно благополучное завершение сюжета и бывает весьма разочарована, не получив желаемого, что неминуемо отражается на сборах.
Фильм в жанре фантастики – это не просто средство расслабиться, забыв на время об окружающей действительности. Это сбывшаяся детская мечта. Большинство из нас в детстве наверняка верили в существование инопланетян и волшебников или в то, что игрушки оживают, стоит их юному хозяину выйти из комнаты. Именно воплощение этих детских верований и обеспечивает фильмам-фантазиям, фильмам-сказкам успех в прокате.
Бегство в детство
Взрослые, приходя в кинотеатр, хотят не просто получить «доказательства» реальности своих детских фантазий. Они хотят сами окунуться в эту реальность, по-настоящему оказаться, пусть всего на час-полтора, в мире, где существуют супергерои, эльфы или рыцари джедай с лазерными мечами. Современные спецэффекты и технологии 3D, создающие «эффект присутствия», вполне позволяют это сделать.
Предложение всегда чутко реагирует на спрос, и сфера кинематографа — не исключение из этого правила. Чем тревожнее становится жизнь, чем больше в ней неопределённости, тем сильнее люди стремятся вернуться в детство с его искренней верой в чудо. Киноиндустрия охотно предоставляет зрителю такую возможность, не задумываясь о возможной опасности.
«Мы, может быть, и дети, затеявшие игру, но, выходит, мы, играя, придумали мир, который по всем статьям лучше вашего, настоящего – говорит один из героев цикла книг Клайва С. Льюиса «Хроники Нарнии» — И потому я за этот придуманный мир… Ему мы и посвятим свою жизнь. И даже если она будет не очень долгой, то потеря невелика, если настоящий мир – такое скучное место, каким вы его описали». Вложить эти слова в уста персонажа книги – воля автора, но, судя по колоссальному успеху фильмов в жанре фантастики в последние десятилетия, это мнение начинают разделять всё больше реальных людей.
К слову, фильм «Лев, Колдунья и платяной шкаф», снятый по одной из «Хроник Нарнии», собрал в прокате 744 783 957$ и стал одним из лидеров проката в 2005 году.