На строительство нового здания театра «Буфф» из бюджета Петербурга выделено 1,4 млрд. рублей. На одно только оборудование, его закупку и монтаж, будет потрачено 541,8 млн рублей. Такие цифры «В кризис.ру» озвучили в Комитете по строительству СПб. Мы попробовали понять, насколько адекватны в кризис такие траты на искусство.

Любите ли Вы театр так, как любят его чиновники?

Велика, но необъяснима любовь русского народа к театру. Вот, к примеру, в 2005 году, на реконструкцию Большого театра генподрядчики запросили 25 млрд руб. (т.е. почти $1 млрд). Тогда чиновники вовремя опомнились. Руководитель Минфина Алексей Кудрин и тогдашний глава Минэконоразвития Герман Греф назвали сумму в 25 млрд руб. «фантастической» и сократили финансирование до 9 млрд. Директор ГАБТа Анатолий Иксанов был страшно недоволен, но решения властей это не изменило.

Тогда, в 2005 году, кризиса не было, но головы чиновников, видимо, были светлее. Как выясняется, даже несмотря на 40% недобор поступлений в городской бюджет, администрация Петербурга с легкостью готова выделить 1,4 млрд рублей на строительство театра общей площадью 17 640 кв метров.

Помимо этого, рядом с театром будет построен «Городской культурный центр» площадью 1 000 кв. м. Только в оборудование инвестиции здесь составят 51 млн рублей. Городские власти, по всей видимости, решили не мелочиться и сразу дать району и театр, и центр. Но вот у работников еще не отремонтированного «Буффа» подобная инициатива вызывает только негативные эмоции. «А если там, к примеру, в нем дискотеки проходить будут, то как же мы тогда сможем работать?», — возмущается одна из работниц театра «Буфф».

540 миллионов рублей – это:
— два года поддержки малого бизнеса в Петербурге
— более двухсот двухкомнатных квартир в новых домах для ветеранов
— более 170 тысяч прожиточных минимумов (в Петербурге)
— организация целого Петербургского международного экономического форума (в 2009 г. ПМЭФ обошелся казне в 550 млн руб.)
— Помощь жителям Южной Осетии, пострадавшим в ходе боевых действий (именно столько было выделено на эти цели)

Можно было и в 15 раз дешевле

В Комитете по строительству пока еще не готова окончательная смета по оборудованию, которое будет закуплено, поэтому подсчитать всё и сравнить с суммами, которые затрачивались на другие театры в России, пока очень сложно. Тем не менее Роман Сезов, директор московской компании «Протон» (производит и поставляет на российский рынок силовое оборудование для разных объектов культуры и театрально-зрелищных мероприятий), уверен, что оборудование для театра можно закупить на сумму и в 15 раз меньше заявленной.

«Мы недавно делали зал с отличной модернизацией по свету и звуку. Весь комплекс работ обошелся в позапрошлом году в 20 миллионов рублей. Сегодня тот же комплекс работ стоил бы 35 миллионов. Можно было бы сделать то же самое во много раз больше? Конечно, можно было бы. Но такой цели не было. Как можно использовать такие деньги на оборудование для одного театра?! Да половину Петербурга можно за эти деньги отстроить!», — сокрушается господин Сезов.

Редакция «В кризис.ру» обратилась также к зарубежным театральным архитекторам и попросила их оценить столь нескромные вложения наших властей. Конечно, без конкретной сметы и плана театра, архитекторам Королевского театра в Ковент-Гардене было сложно сделать какие-то выводы. Тем не менее, Кассия Тимошевская (Kasia Tymoszewska) из английского Фонда Архитектуры выразила удивление по поводу суммы, выделяемой городом и на сам театр, и на его оборудование.

А вот руководителя проекта в фирме «Техника, технология театра» Андрея Просалова сумма в 540 млн рублей на оборудование не смущает. «Если люди сочли возможным сделать этот театр золотым, это их выбор. По тем объектам, которые мы делаем, сумма выходит примерно в тех же пределах. Но нас в деньгах обычно ограничивают, а тут все зависит от того, на что это все будет направлено. Если это проект с вполне ясной перспективой, то тогда вопросов нет. Помнится, я участвовал в свое время в комплектации оборудования для «Новой оперы» в Москве, которая точно также финансировалась Московским правительством. Так вот на реорганизацию этого театра ушло примерно столько же денег, сколько и на петербургский «Буфф». В этом нет ничего такого кричащего. Надо понимать, что оборудование сейчас очень дорогое», — пояснил специалист.

Ничего предосудительно не видит в столь значительной сумме и Андрей Проничев, технический директор Мариинского театра. «Такая сумма может быть, — отмечает эксперт. — В Архангельске на драматический театр со скромным оборудованием было затрачено 450 млн руб. на оборудование. В «Буффе» будет установлено очень сложное компьютерное оборудование и 540 миллионов рублей на него — почти реальная сумма. На Александринку 3 года назад примерно такая же сумма была потрачена. Насколько я знаю, в «Буффе» планируются накатные сцены, современное оборудование, вся механика, естественно, зарубежная – это недешевая история…»

Театр голодного зрителя

Удивительно то, как у нас в городе спокойно воспринята данная информация. Общество как всегда со всем согласно, театральная интеллигенция радуется новому театру, власть гордится новым проектом, который можно будет вполне отнести к числу антикризисных. Почему-то недовольны только экономисты.

Политолог и экономист Сергей Шелин убежден в неуместности вливания денег в театральный проект. «Само существование этого проекта говорит о том, что городские власти не могут или не хотят изменить свои затратные приоритеты, приспособить их к тому, что сейчас происходит в экономике. Денег в кризис становится меньше, а раскидывают их все больше. Власть не желает взглянуть фактам в глаза: мы живем в новой реальности и играть по старым правилам нельзя. Власть ведет себя так, как будто у нее есть много лишних денег. А денег сейчас не хватает даже на самые насущные вещи», — прокомментировал эксперт.

«Инвестиций в строительство нового здания «Буффа» делать не стоило, — соглашается петербургский экономист Андрей Заостровцев. — Деньги нужно пустить на альтернативные цели, более обстоятельные в условиях кризиса. В России администрация очень любит строить пирамиды. Обсуждаемый нами проект – это одна из таких пирамид. Они считают, что такими проектами оставят о себе память на века, войдут в учебники истории. Это относится и к другим не особо нужным проектам, с которыми связано обильное бюджетное финансирование».

Проект тетра уже утвержден. Комитет по строительству делит с комитетом по культуре, кто за что в проекте будет отвечать. То есть как раз сейчас происходит раздел бюджетных средств, так что еще совсем не обязательно, что до театра дойдут все деньги. Так или иначе, скоро в нашем городе появится новый красивый театр. Правда, кто в него будет ходить, не совсем ясно – ведь безработица в стране растет, а зарплаты падают.

Карина Белоусова, «В кризис.ру»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *