В ночь на 3 декабря чудотворная икона Богоматерь Одигитрия (Торопецкая) 12-14 вв. была доставлена для временного экспонирования в подмосковный коттеджный поселок «Княжье озеро». Верующие смогут поклониться святыне в новом поселковом храме в честь святого благоверного князя Александра Невского. На брифинге для журналистов директор музея Владимир Гусев заверил собравшихся: «Это выдача на временную выставку!».
Напомним, что данная скандальная ситуация началась с письма от 24 ноября Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к министру культуры Александру Авдееву. Патриарх писал о возможности «временного пребывания иконы «Богоматерь Одигитрия» — Корсунская во вновь отстроенном приделе Корсунской иконы Божией Матери храма святого благоверного князя Александра Невского, расположенного в сельском поселении Павло-Слободское Истринского района Московской области».
В свою очередь, министерство обратилось к Государственному Русскому музею (ГРМ) «с просьбой рассмотреть возможность передачи на временное экспонирование данной иконы».
Незамедлительно прореагировали СМИ, которые докопались до сути и нашли, что за просьбами о передаче православной святыни стоит строительный магнат Сергей Шмаков. Именно его компания «Сапсан», созданная в 1991 г., занимается возведением коттеджных поселков по всей стране. Объемы строительства впечатляют – порядка 15 домов в месяц или 50 000 кв.м. жилья в год. Компания в 2008 г. построила «Княжье озеро» — райский уголок на 24-м км Новорижского шоссе, в Московской области. На территории в 160 га расположены 720 земельных участков площадью от 15 до 45 соток каждый. Стоимость дома варьируется от $820 тыс. до $5,5 млн. Жилплощадь можно не только купить, но и арендовать. В этом удивительном месте, где всю инфраструктуру обеспечивает застройщик, размещено несколько ресторанов, школа и детский сад, зоопарк, а освещает поселковую жизнь собственная газета. С апреля 2009 г. у жителей «Княжьего озера» появилась возможность посещать собственный храм – святого благоверного князя Александра Невского. Не хватало только чудотворного образа, за которым и обратились в ГРМ.
Как рассказал директор музея Владимир Александрович Гусев, давления со стороны патриархии или министерства он не заметил: «Руки не выкручивали». Специалисты, побывавшие в храме, пришли к выводу о его полной подготовленности к приему хрупкой святыни. «То оборудование, которое приобрела [церковная община] – ему можно только позавидовать, а также поучиться и посотрудничать», — отметил директор. Музейщики говорят, что условия созданы идеальные.
На днях решение о передаче было принято, хотя и не единогласно (противница передачи –хранитель иконы Н.В. Пивоварова ушла на больничный). Самым острым оказался вопрос об обеспечении безопасной транспортировки, особенно в свете последнего трагического крушения «Невского экспресса». Поэтому не разглашалась точная дата. Меры были предприняты беспрецедентные: уникальный экспонат застраховали на огромную сумму (директор не раскрыл точную цифру, опасаясь преступных попыток по её уточнению). Икону поместили в специальный футляр, который исключал любые вибрации, а также обеспечивал необходимый температурно-влажностный режим. На медленно двигавшемся автомобиле ценный груз доставили в Подмосковье.
В храме икона будет находиться в горизонтальном положении (таково требование реставраторов), в киоте, а точнее, в специально-оборудованной витрине, из которой будет вестись круглосуточная он-лайн трансляция и все желающие, смогут за ней наблюдать.
Музейщикам обещали, что доступ в храм будет открыт всем желающим, а не только счастливым жителям поселка. Один раз в месяц (на протяжении полугода — срок временного экспонирования) реставраторы будут осматривать икону и смогут потребовать ее возвращения домой. Минкульт предложил через две недели провести обследование древнего образа на новом месте размещения и при необходимости в срочном порядке переправить ее в Петербург.
Однако полной уверенности в беспроблемном возвращении бесценного экспоната у директора Русского музея, к сожалению, нет. Были в практике крупнейшего российского художественного собрания печальные примеры невозврата предметов с выставок. Главное, что создается прецедент, по которому можно будет понять, готово ли нашего общество вновь вернуться к сложнейшей теме о «передаче [церкви] бывшего церковного имущества, находящегося в музеях». Владимир Гусев подчеркнул, что пришло время для широкомасштабной дискуссии по этому животрепещущему вопросу.
Активным противником такого перемещения музейных реликвий, как известно, выступает директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. «Это ненормально, когда дома приемов просят у музея мебель, а церковь — иконы. Музей есть музей, он обязан хранить свои экспонаты. Я давно говорю об этом и пытаюсь решить вопрос на высоком уровне: должна существовать автономия музея, только так можно сохранить объекты культурного наследия», — возмущался господин Пиотровский.
Безусловно, с таким мнением не согласны в Русской Православной Церкви. В частности, в беседе с корреспондентом «В кризис.ру», настоятель церкви св. блгв. князя Александра Невского в Шувалово отец Иоанн отметил: «Мое мнение и мнение всех священнослужителей таково, что все иконы, которые хранятся в Русском музее, должны быть переданы в храмы. Не только эта икона, но и все церковные реликвии, которые остаются в музеях».
Справка-1: Проблема передачи церковной собственности
В последние 15 лет Церковь уже получила в собственность более сотни храмов на основании постановлений правительства (последнее вышло в 2001 году). И со стороны государства, и со стороны Церкви передача имущества воспринималась как реституция. Часто упоминалось о «возвращении долгов» со стороны государства, которое долгие годы разрушало храмы.
В то же время в феврале 2009 г. стало известно о том, что государство намерено передать под контроль религиозных организаций все имущество, находящееся сейчас в ее безвозмездном пользовании. В пояснительной записке к документу, разработанному Минэкономразвития, говорится о необходимости вернуть все имущество, изъятое после Октябрьской революции. Пока что документ находится в разработке. В случае, если он будет принят, РПЦ рискует превратиться в крупнейшего негосударственного собственника. Конкуренцию ей смогут составить только Газпром и РЖД.
Справка-2: «Богоматерь Одигитрия» (Торопецкая)
У данной иконы много имен. Она была известна под именами «Эфесская», «Корсунская», «Полоцкая», «Царьградская». Свое нынешнее название «Торопецкая» она получила по месту своего последнего пребывания — с XVII века образ хранился в Корсунско-Богородицком соборе города Торопец, выстроенном специально для него.
История этой чудотворной иконы полна тайн и противоречий. В Полоцке она считалась одной из трех знаменитых икон Богоматери письма святого евангелиста Луки, которую задумала получить из Эфеса преподобная Евфросиния Полоцкая, для основанного ею монастыря. По всей вероятности, с эфесской иконы была сделана копия, богато украшенная серебром и драгоценными камнями. Каждый вторник ее торжественно носили по всем церквам города.
О дальнейшей судьбе полоцкой иконы ничего не известно. По одной версии, после разгрома Полоцка польскими войсками она была перенесена в уцелевший Софийский собор и там прославилась под именем «Богоматери Полоцкой», по другой — перенесена в Торопец бежавшими туда монахами. Местное церковное сказание связывало ее появление в Торопце с венчанием Александра Невского в 1239 году, когда полоцкий князь Брячислав, выдавая свою дочь замуж, благословил ее иконой «Богоматери Эфесской», которую после венчания якобы так и оставили в Торопце.
Древний образ середины XII века, известный по житию Евфросинии Полоцкой, не сохранился. Существующая ныне икона «Богоматери Торопецкой» — это список с него, созданный в первой половине XIV века и сохранивший его черты и особенности византийско-греческой живописи. «Богоматерь Торопецкая» остается уникальным в художественном и историческом отношении произведением древнерусского искусства, шедевром псковской иконописи XIV века.
В 1921 г. икона поступила в Торопецкий краеведческий музей из городского собора. с 1937 г. икона находится в Русский музее на постоянном хранении. Икона была отреставрирована и освобождена от более поздних записей в реставрационной мастерской музея.