За прошедшую неделю в Санкт-Петербурге «скрестились» два больших религиозных события. Первое – прибытие Даров волхвов – имело международный статус. Второе – крещение Господне – получило несколько специфический оттенок. В эти дни десятки тысяч людей продемонстрировали своё православное усердие. Только вот допустим ли такой термин в приложении к событиям из сферы духовной?
В последнее время всё чаще применительно к России всё чаще следует дополнение – православная страна. Делаются даже попытки внедрить это положение в российскую законодательную базу. Вообще-то такое утверждение слегка натянуто. Действительно, согласно опросам общественного мнения, именно православными себя считают порядка 70% населения страны, тогда как неверующими – лишь четверть. Но при этом сравнительно немногие выполняют обряды или хотя бы регулярно посещают церковь. Более трети людей, которые причисляют себя к православной конфессии, никогда не были в храме. Тех, кто ходит примерно раз в год или реже — ещё примерно по 13-15%.
Еще меньше причастных к церковным таинствам. Каждую неделю причащаются только 2% российских православных и католиков. Большинство соблюдают таинство раз в год или реже, да и то речь идёт примерно о каждом пятом. Причащаются несколько раз в год лишь порядка 15%. Они и составляют опорный костяк вроде бы многомиллионной массы православных.
Дело веры – сугубо личное. Но есть символы. События последних дней можно охарактеризовать двояко. Одни видят в них рост православного самосознания россиян, другие – поветрие моды. Постараемся отделить зёрна от плевел, не обсуждая вопрос о подлинности реликвий, которые в первый раз покинули греческую гору Афон. Воспримем как данность.
Доступ верующих к дарам волхвов, которые были выставлены в храме Иконы Казанской Божией Матери Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга, происходил с 14 по 17 января. Согласно официальной информации, за это время к святыне приложилось более 165 тысяч человек. При этом постоянно шло сравнение с московскими показателями. Наверное, это было не совсем уместно. Итоговая столичная цифра – более 400 тысяч. Но следует учесть, что в первопрестольной поклонение заняло больше времени – с 7 по 13 января. Конечно, в данном случае вряд ли стоит говорить о некоем первенстве. Другой разговор – организация мероприятий.
О процедуре возле Храма Христа Спасителя сказано уже немало. В Санкт-Петербурге были свои странности. Например, уже в первый день церемония началась почти с часовым опозданием. К тому времени вдоль Московского проспекта уже выстроились тысячи паломников. При этом многие из них занимали места в очереди за несколько часов. С учетом по обыкновению внезапных крещенских морозов сделать это было нелегко. Не исключено, что именно поэтому порядок в толпе удавалось поддерживать немалыми усилиями. Но главные трудности были впереди.
Возникло три очереди — две официальных и одной неофициальная. На подходе к храму они пересекались, начиналась давка. Паломники старались всячески сократить свой путь к святыням, обходя выставленные ограждения и оцепления. Полицейские, солдаты-срочники и волонтёры были явно нервозны. Это ведь не акция оппозиции, силу здесь не применишь. Приходилось довольствоваться уговорами. Что помогало далеко не всегда. Во всяком случае, о соблюдении традиционных мер безопасности не могло быть и речи. На тревожные сигналы металлодетекторов никто внимания не обращал. Впрочем, любой инцидент в данном случае был бы дикостью. Так что совместными усилиями разнообразных сил всё обошлось.
Но самое интересное наступало на подходе к воротам церкви, где были выставлены дары волхвов. Здесь появилась ещё одна очередь. Осталось загадкой, проходили ли к реликвии петербургские VIP-православные, а если проходили, то каким образом. Все разговоры на эту тему ограничиваются слухами. Единственная ясность возникла в случае с вице-губернатором Василием Кичеджи, который встречал реликвии в аэропорту «Пулково». Не преминул отметиться и депутат Виталий Милонов, который, по его словам, сумел приложиться к дарам аж дважды. Потому что священнослужитель.
Утверждается, что турне с дарами волхвов было организовано только лишь за счёт благотворителей и частных пожертвований. И вообще, грех говорить о деньгах в таком деле. Что ж, резонно. Хотя следует заметить, что если организаторы, паломники волонтёры участвовали в поклонении добровольно, то силовики, спасатели и представители коммунальных служб присутствовали всё-таки соответственно официальному статусу. Точное количество дежуривших в эти дни возле Новодевичьего монастыря, неизвестно. Естественно, что труд всех этих граждан оплачивался из бюджета. Но такие истории уже давно стали общим местом.
Не успели дары волхвов уехать в Минск, как настала пора крещения Господня. Здесь всё было уже иначе. Менее официально.
В ночь с 18 на 19 февраля в водоёмах Санкт-Петербурга было вырублено в общей сложности 22 крещенских купели – иордани. Подразумевалось, что купания начнутся после церковного освящения, в 9 утра воскресенья. Полутора тысячам полицейских предстояло следить за соблюдением порядка. Приготовились спасатели и медики. Но власти не учли религиозного энтузиазма широких масс населения. Едва минула полночь, как десятки подвыпивших горожан ломанулись к главной городской иордани у Петропавловской крепости. Все попытки воспрепятствовать успехом не увенчались. К счастью, и на этот раз всё обошлось. Так что дары волхвов привозили в Северную столицу явно не зря.