105 лет назад вокруг Матильды Кшесинской бушевали нешуточные страсти, её имя не сходило со страниц петроградских газет. Но обсуждались уже не романы знаменитой балерины с Романовыми, а её отношения с Лениным. И не было, кажется, той весной 1917-го в Петрограде более популярного частного дома, чем её особняк. Тот самый, что и сейчас стоит на углу Кронверкского проспекта и улицы Куйбышева, бывшей Большой Дворянской.

Салон танцовщицы, светской львицы и особы, приближённой к императору

Это что за большевик лезет там на броневик? А это Ленин вечером 3 апреля (16-го по новому стилю) 1917 года вернулся из эмиграции и призывает народ превратить буржуазную революцию в пролетарскую. «Да здравствует социалистическая революция!» – провозгласил он на Финляндском вокзале и покатил в особняк Кшесинской, где его с нетерпением ждали.

Матильда Кшесинская, прима-балерина Мариинского театра, была звездой русского балета. Её виртуозный, женственный и даже кокетливый танец пленял не только обычную публику, но и августейших особ. В особняк на Кронверкском она переехала из дома на Английском проспекте, который ей презентовал Николай II, в ту пору ещё неженатый цесаревич.

«Покинуть свой старый дом, подаренный мне Ники, было очень тяжело», – призналась она в своих «Воспоминаниях». Ну потому что провела там много счастливых дней. Но в то же время там всё напоминало ей о бывшем возлюбленном и навевало грусть. К тому же в 1902 году она родила сына, отцом которого стал великий князь Андрей Владимирович, двоюродный брат Николая II. А тут как раз построили Троицкий мост, и на Петроградской стороне начался строительный бум. Место для своего нового дома Кшесинская выбрала сама и поручила его строительство Александру фон Гогену. Модный в то время архитектор выбрал для здания модный в то время стиль – северный модерн.

Особняк был возведён в 1906-м. Импозантный и элегантный, он удивлял свободной асимметричной композицией и разнообразием форм. А в его внутренних интерьерах, по желанию балерины, присутствовали все европейские архитектурные направления. Во дворе была прачечная, гаражи для экипажа и двух автомобилей, а также коровник – чтобы сын Володя каждый день пил парное молоко, держали корову. В доме даже обитала козочка, с которой Кшесинская танцевала в «Эсмеральде».

Здесь собирался весь цвет петербургского бомонда. Бывали Шаляпин, Анна Павлова, Дягилев, Собинов, Нижинский, наведывался Карл Фаберже. Иногда после спектаклей хозяйка устраивала для друзей-актёров оригинальные ужины прямо в винном погребе с небольшой столовой. А роскошные приёмы в залах особняка посещали и представители высшего света, в том числе великие князья Романовы.

Либретто исторического кордебалета: тяжба балерины с большевиками

В феврале 1917-го, с началом беспорядков в столице, опасаясь за жизнь сына, балерина покинула свой дом. А его тем временем заняли большевики. Сюда, в штаб своей партии, и приехал 3 апреля прямиком из эмиграции Ленин. Тем же вечером произнёс пламенную речь перед рабочими и матросами с балкона особняка.

«Приехали неведомые заморские люди и с первых же шагов показали, что им на всю Россию наплевать с высокого балкона, – пишет в “Новом Сатириконе” № 27 Аркадий Аверченко. – Всё было необычно, всё страшно: и то, что немцы чуть не на руках донесли их до границы, и то, что они, въехав, сразу же ограбили мирную танцовщицу».

Ограбленная танцовщица находила приют то у друзей, то у брата, то у сестры. Её хлопоты по освобождению особняка ни к чему не привели, хотя она лично обратилась с просьбой о помощи к Керенскому, тогда ещё министру юстиции Временного правительства. «Он меня очень мило принял, усадил в кресло, но пояснил мне, что освободить мой дом нельзя, так как это повлечёт за собою кровопролитие около него, что ещё больше осложнит дело», – напишет Кшесинская в тех же «Воспоминаниях».

Хозяйка дома всё же надеялась отсудить свою недвижимость и вернуть ценности. «Ввиду отказа ленинцев покинуть захваченный ими особняк, М. Ф. Кшесинская решила обратиться к силе закона и передала дело в суд», – сообщает 20 апреля «Петроградская газета», а её продавцы-мальчишки кричат об этом на весь Невский. Одним из ответчиков указывался Владимир Ульянов. В суд он не явился, да и от имени Кшесинской выступил её поверенный.

Имущественную тяжбу с большевиками балерина выиграла. Уже 5 мая суд 58-го участка постановил: ленинцы должны очистить помещение. Однако выезжать они не собирались. К тому времени особняк был разграблен, интерьеры разрушены. «Проезжая как-то мимо своего дома, я увидела Коллонтай разгуливающей в моём саду в моём горностаевом пальто. Как мне говорили, она воспользовалась и другими моими вещами, но не знаю, насколько это верно», – вспоминала Кшесинская.

Революция в отдельно взятом особняке

Особняк Кшесинской попал не только в историю, но и в литературу. Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин» не обошёл его стороной: «Дом Кшесинской, за дрыгоножество подаренный, нынче – рабочая блузница. Сюда течёт фабричное множество, здесь закаляется в ленинской кузнице. “Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй”. Уж лезет к сидящим в хозяйском стуле – как живёте да что жуёте? Примериваясь, в июле за горло потрогали и за животик».

Блузница – это французская работница. Она здесь для рифмы. Ну или как намёк на то, что особняк был меблирован и освещён по парижскому каталогу, а угловой салон оформлен в стиле Людовика XVI. И получается, что «фабричное множество», примериваясь, одной из первых «потрогало» за горло и за животик прима-балерину, отобрав у неё «хозяйский стул». Хотя её особняк здесь скорее аллегория буржуазных ценностей и частной собственности, а поэт имел в виду июльские события.

3 июля происходит вооружённый путч заточенных на ленинские лозунги солдат и заканчивается кровопролитием на Невском. Погибают мирные граждане. «Страшное отвратительное чудовище гражданской войны глянуло из особняка Кшесинской», – ужасается «Петроградская газета».

Большевиков изгоняют из особняка, а городская печать сообщает читателям: Ленин – немецкий шпион и провокатор. «Да, товарищи! Сознаюсь: я брал германские деньги. Но брал я их по тактическим соображениям: чтобы обессилить материально нашего врага – Германию», – такая карикатура публикуется в июльском номере журнала «Барабан».

«Где прячется Ленин?» – пытаются выяснить газетчики. Появляются добровольные лениноискатели – шустрят по дачным местам. Но Ленина, проживающего в шалаше, не находят. Сбрив бороду и нахлобучив кепку, он косит под косца и пишет на пеньке свои программные сочинения. Пройдёт лето, наступит октябрь 1917-го.

Особняк Матильде Кшесинской так и не отдадут: в нём разместятся войска Временного правительства. 13 июля она навсегда покинет Питер – сначала уедет с сыном на юг, потом за границу, в Париж, где откроет балетную студию.  Выйдет замуж за своего князя, проживёт 99 лет. Конечно, не в таких роскошных интерьерах, какие были в её особняке. Он, правда, тоже их утратил. Но восстановлены лестница с балюстрадой и ротонда, Белый зал в стиле классицизма с элементами русского ампира, где прима Мариинки устраивала приёмы. Подлинными остались наборный паркет и плиточный пол в зимнем саду.

В 1954-м особняк стал Музеем революции, в 1991-м переименован в Музей политической истории. Такие вот апрельские тезисы.

Светлана Яковлева, специально для «В кризис.ру»