29 апреля в книжном салоне «Буквоед» на площади Восстания состоялась презентация художественного альбома «Владимир Стерлигов. Живопись, графика 1960-1973». Единственным событием на мероприятии оказались поиски издателя альбома, поскольку все предположения на этот счет оказались вымыслом. Кто издатель, и почему он скрывается, выяснила редакция «Вкризис.ру».
Великий и ужасный
Серое мероприятие нисколько не отвечало масштабу личности художника, чей альбом презентовался — творца идей, художника, поэта, теоретика искусства и педагога Владимира Васильевича Стерлигова (1905-1973). Необыкновенный, пламенный Владимир Стерлигов, чьё появление на людях, по воспоминаниям современников, зажигало радостью одних, а других заставляло кипеть злобой. Никто не отрывал от него взгляда, когда в зале Союза художников он шёл по проходу к трибуне для выступления. От него ожидали слова, мысли и всего самого для себя неожиданного.
Образ его поведения был продуманным, и часто парадоксальным. То протащит по проходу на веревочке, как паршивую собачку, растерзанную книгу марксистского критика, то поразит всех блестящей речью, острой полемикой, бесстрашно «разнесёт» непорядочного человека, или трусившего перед обкомом КПСС начальника… Не боялся он, кажется, никого. Правление ЛОСХ (Ленинградского Союза художников) ни видеть его спокойно, ни понять не могло. Он и сам писал: «А в Союзе нас грызут, грызут (и мы грызём). Такая грызня стоит — просто ужас!».
Альбом с анонимкой
Отнюдь не так выглядела презентация альбома, посвященного его жизни и творчеству. Огня не было, но было много не то чтобы дыма, но тумана…
Дети тихо рисовали, музыканты уныло наигрывали, редкие гости изнывали от скуки, внимая слишком обстоятельной речи лектора о творческом пути художника.
В конце презентации, наконец, произошло событие, как оказалось, близкое к заявленному «театру абсурда». Группа художников и искусствоведов собралась у стопки альбомов, выставленных на продажу, чтобы выяснить простой, казалось бы, вопрос: какое же издательство выпустило его в свет?!
Один из присутствующих художников обратил внимание, что вступительное обращение к читателю в этом альбоме ни кем не подписано. А вот содержание его таково, что авторам, видимо, придётся отвечать за свои слова: «Солидный альбом с вклеенной в него анонимкой!», – возмущался он.
Теоретически, сказали собравшиеся, за это должен ответить издатель. По общему предположению, это были директор галереи «12 июля» Татьяна Пенькова и ее супруг Андрей Пеньков, устроившие презентацию. Но они от авторства только открещивались, равно как и составители сборника, присутствующие в зале. Впрочем, вскоре один из них Алексей Гостинцев внёс ясность в этот вопрос: по словам Гостинцева, авторами предисловия, как и текста биографии художника, являются искусствоведы Алла Повелихина и Ирина Стерлигова.
Нечто сомнительное в этом альбоме, по-видимому, содержится, потому что присутствовавшие вели себя так, словно пытались это скрыть и немного побаивались.
Дело было в Пенькове
Что за альбом такой, не знаю, но все кто ни есть, наотрез отказываются признаться в том, что это они его издали.
На последней странице альбома указано, что его издателем является ООО «П.Р.П.».
Однако, привычного логотипа серии «Авангард на Неве», выпускаемой этим издательством, на нем не значится. Вместо него на корешке альбома красуется логотип галереи «12 июля». Составитель альбома Алексей Гостинцев заявил, что издателем является Александр Андрущенко (директор по маркетингу типографии «НП-принт», напечатавшей альбом. – «Вкризис.ру»).
Добавила путаницы неопределенная позиция семьи Пеньковых. Татьяна Пенькова уверяла, что размещала заказ она, а Андрей Пеньков, наоборот, это отрицал.
Явление народу настоящего издателя не произошло. Озадаченная публика покинула «Буквоед», в основном, с пустыми руками, поскольку 2495 руб. «некоммерческого издания», как его оценивают организаторы издания, для многих оказались неподъёмными.
Издатель ушёл в несознанку
Ситуация с невыясненным издателем показалась нам занимательной, и «Вкризис.ру» решил провести собственное расследование. Позвонив представителю ООО «П.Р.П.» Алексею Кацыпалову, обратиться к которому нам рекомендовали менеджеры Интернет-портала «Авангард на Неве», мы узнали, что издательство ООО «П.Р.П.» никакого отношения к изданию альбома «Владимир Стерлигов. Живопись, графика 1960-1973» не имеет. «Мы продаем свою книгу «Пространство Стерлигова», — заявил господин Кацыпалов. – А тот альбом, о котором вы говорите, издала галерея «12 июля».
Тогда мы обратились к директору по маркетингу типографии «НП-принт» Александру Андрущенко. В телефонном интервью он нас также заверил, что ООО «П.Р.П.» действительно не имеет отношения к изданию этого альбома, а издали его именно галерея «12 июля» совместно с фондом «Благо» (существует при Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре в г. Коломна, настоятельница — мать Ксения (Зайцева). Однако, по словам монахини Елены (Аликиной), фонд только предоставил работы из своего собрания для репродуцирования и дал разрешение использовать свое имя.
Совершенно запутавшись в противоречивой информации, мы обратились к Александру Андрущенко с письменным запросом, с просьбой посмотреть документы и ответить, какая организация или частное лицо размещали заказ на печать альбома.
Судя по ответу Александра Андрущенко, ссылка на издательство «П.Р.П.», попавшая в выходные данные альбома, «является досадным недоразумением». А печать и изготовление альбома производилась «по заказу ООО "Северо-западный Трейдинг Комплекс" с готового оригинал-макета». Что это за издательство такое и кто им руководит, осталось невыясненным. Вероятно, за ним скрывается тот таинственный «знакомый» Андрея Пенькова, который, по его словам, является действительным издателем альбома, но которого он уже 2,5 года не видел. Его все искали, искали, но он так и не появился на презентации.
Получается, что в споре Татьяны и Андрея Пеньковых, прав оказался муж, и прямого отношения к изданию альбома они не имеют, а благодарная команда составителей напрасно оказывает им, как Хлестакову, незаслуженные почести.
Работа над ошибками
Неточность в выходных данных, как оказалось, это только вершина айсберга ошибок и неточностей, содержащихся в альбоме. Некоторые рецензенты, ознакомившиеся с содержанием альбома, выразили недоумение по поводу ряда утверждений авторов предисловия и биографии художника. Член Союза художников РФ, известный художник-график Коринна Претро возмущена тем, как оговорены в книге её друзья и коллеги по секции графики. Кто-то возмущен голословными заявлениями в адрес художника Константина Рождественского, не подтвержденными фактами, другие отмечают ряд ошибок в датировках событий жизни Владимира Стерлигова.
Наиболее полно оценку таинственного альбома, по-видимому, провела Елена Спицына, историк искусств и арт-критик, член Союза художников РФ. В США только что вышел подготовленный ею сборник «Шестнадцать пятниц» в 2-х томах, посвящённый творчеству В.В.Стерлигова (см. Experiment/Эксперимент: № 16 (LA, USA), 2010), и свои замечания по альбому «Владимир Стерлигов. Живопись, графика 1960-1973») она предоставила нашему изданию.
Не совсем монография
«Впервые я узнала о выходе этой книги из рецензии координатора проектов фонда Гуггенхайма Ника Ильина (блог журнала «Сноб», см. ссылку), там указано, что она издана ООО «П.Р.П.» при поддержке Татьяны и Андрея Пеньковых и Фонда "Благо", подбор биографической информации осуществлен Аллой Повелихиной с помощью «внучки художника» Ирины Стерлиговой. Я знаю издательство «П.Р.П.» по его серии «Авангард на Неве», им руководит Исаак Кушнир. Знакома и с Ириной Стерлиговой, однако внучкой Владимира Стерлигова она не является, поскольку детей у художника не было, – рассказывает Елена Спицына.
– В альбоме воспроизведены работы только 13 последних лет жизни художника. Но и среди работ этого периода совсем не показана его книжная графика, не присутствует тема изучения им с друзьями французского искусства конца 19-начала 20 века по программе ГИНХУКа (импрессионизм, сезаннизм, кубизм). Скупо даны его теоретические «программные» рисунки. Не воспроизведены его значительные живописные работы из собрания Третьяковской галереи, работы из зарубежных собраний и т.п.
Эта книга – именно альбом; воспроизведенные в нем работы художника выбраны составителями и разделены на условно названные циклы. Выбор этот, как и данный к работам комментарий, очень индивидуален. Некоторая сложность возникает, и будет возникать от того, что названия большинства работ даны (или сочинены) составителями, а не самим Стерлиговым. Это оговаривается, но работу по изучению творчества художника, в будущем, осложнит.
В связи с тем, что я уже несколько десятилетий занимаюсь изучением творчества В.В Стерлигова, и последние три года готовила к публикации его рукописи, я вижу в этом тексте некоторые ошибки и разночтения".
(список неточностей и разночтений приведен здесь).
Заветам Сталина верны
По мнению искусствоведа, биографическая статья, помещённая в конце книги, пронизана «советским духом», словно написана в 1960-70-е годы, а подготовка и подача материала не соответствует нормам публикаций подобного рода.
«Кроме этого, по книге летают комья грязи, – продолжает Елена Спицына. – Про художника Константина Рождественского в тексте сказано, намеком, что на допросе в НКВД в 1935 г он дал Стерлигову характеристику, вероятно, губительную для него. Такое серьёзное обвинение без доказательств приводить нельзя. Приводится также текст личного письма В.В. Стерлигова, в котором он пишет, что у него « украли» его идею, украли его же « друзья…с 20-х годов». Фамилия друга не приведена, но в кругу ЛОСХ всем известно, что конфликт В.Стерлигова и П.Басманова решался даже в товарищеском суде в ЛОСХ. Такая история не может быть оставлена без комментария. Про Сергея Спицына, прямо во вступлении к альбому — неслыханная вещь! — опубликовано лживое утверждение, что-то вроде того, что, получив в наследство папку работ В.В. Стерлигова, он придерживает её для себя. Тогда как работы из его собрания выставлялись, скажем, в Русском музее трижды: на выставках «Импрессионизм сегодня» в 1991 г.; на персональной выставке В.В. Стерлигова в 1996 г; на выставке «Приключения Чёрного квадрата» в 2007 г. И большая часть работ В.В.Стерлигова в собрании фонда «Благо» также происходит из собрания С.Спицына.
Наследники Константина Рождественского и Павла Басманова вполне могут предъявить издателю свои претензии. Но с Сергеем Спицыным дело обстоит серьезнее, потому что он был ближайшим другом Владимира Стерлигова с 1963 года и до его смерти. Художник Валерий Траугот, председатель графической секции Союза художников в течении более чем двадцати лет, глубоко порядочный и умнейший человек, очень близко знавший В. Стерлигова с 1945 года, пишет в своих воспоминаниях: «Школа Стерлигова во многом создана энергией и деятельностью Сергея Спицына. Хорошо это или плохо, но это так… И сам Стерлигов стал из-за этого совсем другим человеком… всё, что Стерлигов тогда делал, приобрело совершенно иное значение благодаря гораздо большей основательности характера Сергея Спицына. Он талантливый человек, но основательный и его не носит в разные стороны… Я считаю, что не только Сергей Спицын был «учеником» Владимира Стерлигова, но не в меньшей степени Владимир Стерлигов был «учеником» Спицына».
В течение 10 последних лет жизни Владимира Стерлигова Сергей Спицын является ключевой фигурой, разделяет все его начинания. Он был и есть его соратник и верный друг. И если знать, что Сергей Спицын сделал для сохранения памяти Владимира Стерлигова после его смерти, за эти 37 лет, то такой вывод можно сделать и самостоятельно» (подробные факты биографии С.Спицына приведены здесь).
«Книга напоминает известные фотографии 1930-х годов, где тушью замазывались головы сфотографированных вместе с вождями «врагов народа», — подводит окончательную черту в оценке альбома искусствовед Елена Спицына. — Как в кривом зеркале, в книге отражается жизнь Владимира Стерлигова без участия в ней Сергея Спицына. С таким же успехом из жизни Владимира Стерлигова можно «выбросить» Татьяну Глебову или, например, вообще, его живопись!
Существует правило – где нет этики, там нет и науки».
Цена вопроса
Работы Владимира Стерлигова редко встретишь на аукционах. Несколько лет назад гуашь Стерлигова «Глаз» 1962 г. была продана в одном из лондонских аукционных домов за $6 тыс. (в настоящее время эта работа представлена в московской галерее «Элизиум» на выставке В.Стерлигова, открытой до 25 мая).
Несколько опрошенных нами арт-дилеров затруднились прояснить вопрос стоимости живописных и графических работ художника.
По мнению Ильдара Галеева, директора московской «Галеев-Галереи», выставки Владимира Стерлигова носят музейно-репрезентационный характер, и рыночный аспект применительно к творчеству художника не рассматривается.
«С ленинградскими художниками сложилась парадоксальная ситуация. В отличие от мастеров московской школы живописи и графики они не промоутируются, не продвигаются галеристами. Ленинградские наследия – это некие масонские ложи, и люди, которые занимаются творчеством ленинградских мастеров, не ставят себе задачи выставить их где-то на аукционах, сделать их дороже и т.д., — сообщил «Вкризис.ру» Ильдар Галлеев.
— Творчество В. Стерлигова всегда концентрировалось у определенных специалистов по этому периоду, и оно хранится всего лишь в нескольких собраниях концентрированно, а желания владельцев этих собраний выставлять его на аукцион не наблюдается. Работы художника находятся в руках таких владельцев, которые не заинтересованы в его рыночной продаже, поэтому трудно говорить о рыночной составляющей, сложно понять, какова перспектива роста цен на него», — считает Ильдар Галеев.
Между тем, активный интерес к творчеству Стерлигова московских коммерческих галерей (в 2008 г. прошла выставка работ В.Стерлигова в галерее «Проун», сейчас открыта в галерее «Элизиум»), дает повод считать, что работы художника некоторые участники антикварного рынка все же пытаются ввести в коммерческий оборот.
P.S. Ничего не утверждая, редакция "В кризис.ру" склонна предполагать, что издателем несчастного альбома все же выступил фонд «Благо» – по крайней мере, такой вывод можно сделать из последнего абзаца предисловия альбома. Также нам пока не удалось установить, является ли это издание частью плана по вводу работ В.В. Стерлигова в коммерческий оборот или формой пиара принявших участие в издании лиц.