На 18 марта назначены выборы нового ректора в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина. Выбор у коллектива невелик — в настоящее время на вакантную должность претендует лишь проректор по внешним связям вуза Семен Михайловский, искусствовед, не имеющей научной степени. Почему именитые петербургские художники не решились выставить свою кандидатуру на должность ректора столь уважаемого вуза, выяснили корреспонденты «В кризис.ру».
Разделяй и властвуй
В настоящее время Научная библиотека, Научно-исследовательский музей и Научно-библиографический архив прямого отношения к Институту им. Репина не имеют – в результате проведенной реорганизации они, как и Институт, выведены в отдельное подчинение Российской академии художеств (Архив — через Дирекцию по эксплуатации и управлению зданий Российской академии художеств в Санкт-Петербурге). Примечательным итогом подобной реорганизации стал скандал, разразившийся несколько лет назад вокруг художественных ценностей некогда Санкт-Петербугской академии художеств (СПбАХ), часть из которых забрали в Москву. Представители культурной и художественной общественности Петербурга выступили против изъятия экспонатов и фондов, и некоторое время спустя многие из них вернулись. Как заявил тогда вице-президент Российской академии художеств (РАХ) Геннадий Степанов, их увозили на реставрацию — в столице, по его мнению, возможностей для этого было больше. Впрочем, кое-что в Москве осталось, так, например, до сих пор здание РАХ в доме Долгоруковых на Пречистенке, 19 украшают вывезенные из СПбАХ мозаики, изготовленные в 19 веке для Исаакиевского собора, но не включенные в его убранство. Очевидцы с ужасом вспоминают, как их выламывали перед отправкой, и некоторые при этом оказались разбиты. Не вернулись в Петербург и многие раритетные издания из библиотеки академии.
Нет заботы — нет памятников
Другим побочным эффектом данной реорганизации управления СПбАХ стал коллапс хозяйственной деятельности. Как ни обещали ответственные сотрудники РАХ провести качественный ремонт здания на Университетской наб., до сих пор это сделано не было, а руководители четырех независимых друг от друга учреждений договориться между собой не могут или не имеют соответствующих полномочий – ведь решение все равно принимается в Москве. Видя такую заботу московского руководства, петербургская общественность платит ему той же монетой. Довольно длительное время она противостоит попыткам президента РАХ Зураба Церетели одарить Петербург своими творениями (в настоящее время творение зодчего украшает внутренний двор Санкт-Петербургской академии художеств — памятник Шувалову). В свое время настроение культурной общественности сыграло на руку кандидату на пост губернатора Петербурга Валентине Матвиенко – многие из ее представителей проголосовали против второй претендентки на губернаторское кресло Анны Марковой, муж которой, Евгений Степанов — вице-президент той самой РАХ и, говорят, близок Зурабу Церетели. По крайней мере, на заводе художественного литья «Монументскульптура», гендиректором которого господин Степанов является, Церетели отливает свои бронзовые «колоссы». К слову стоит отметить, что бывший сотрудник «Монументскульптуры» Юрий Хватов в настоящее время является директором Научно-исследовательсткого музея академии.
Никто не хотел управлять
Существует мнение, что и избрание бывшего ректора СПбАХ скульптора Альберта Чаркина в октябре 2001 года произошло при личном участии Зураба Церетели, по крайней мере, так утверждала пресса. Однако в данной ситуации интересным является тот факт, что на должность ректора будет назначен искусствовед, не имеющий ученой степени, что являет своего рода прецедентом для академии. Мы попросили нескольких именитых петербургских живописцев, скульпторов и архитекторов, выпускников академии, высказать мнение по этому поводу. Большинство, с кем нам удалось поговорить, отказались комментировать, поскольку считают это не уместным, так как кандидатура одна. Мнения остальных разделились приблизительно поровну: кто-то приветствует избрание кандидата, другие нет, пассивно принимая неизбежное ввиду того, что творческие люди не захотели пойти под начало Зураба Церетели.
«Лично я к Семену Михайловскому отношусь хорошо, — заявил «В кризис.ру» бывший главный художник Петербурга, директор Института искусств СПбГУ Иван Уралов. — Считаю, что ректор должен находиться в достаточно молодом возрасте, так как у человека должен быть запас некой прочности, энергии. Теоретик может быть изумительным ректором, но также и практик может плохим. Все зависит от личности, желания возвысить общественное над личным».
Сколько художников — столько и мнений
Руководитель кафедры скульптуры Валентин Свешников (соавтор памятника М.Ломоносову на Университетской набережной, монумента И.Тургеневу на Манежной площади и других), считает Семена Михайловского «единственной достойной кандидатурой». Бывший руководитель этой кафедры скульптор Владимир Горевой, автор скандально известного памятника скульптору П.Клодту, установленного им самовольно в саду Академии художеств, за что получил выговор и позже был уволен с должности заведующего кафедрой, также приветствует избрание Семена Михайловского на должность ректора: «Доброжелательный человек, со своей должностью на данном этапе он справляется». Однако считает, что «пока судить рано, надо посмотреть по делам».
Искусствовед, историк архитектуры Анатолий Дмитренко считает, что отсутствие ученой степени не является отрицательным аргументом: «Вежливый человек. Как преподаватель он не плохой, а как ректор затрудняюсь ответить».
Наиболее полно оппозиционное мнение выразил заслуженный художник России заведующий кафедрой рисунка и живописи Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна Василий Сухов: «Всегда избирались сильные личности — художники, архитекторы. Семен Ильич таковым не является. Я не считаю Семена Ильича виновным в этом — те, кто могли бы, не захотели находиться под началом Церетели». Его мнение разделяет и председателем секции скульптуры Санкт-Петербургского Союза художников Борис Сергеев: «Избрание Семена Ильича Михайловского — случайность. Не того уровня человек, нет авторитета, влияния, чтобы быть ректором. А те, кто достойны, не хотят быть в подчинении у Церетели».
Некоторые из рецензентов пессимистично настроены к состоянию академии в целом. Одни говорят, что отсутствие сильных профессионалов-прикладников, способных возглавить петербургскую академию — результат деятельности мастеров-преподавателей предыдущего поколения: якобы опасаясь за свои позиции, они протежировали слабых, лишенных таланта учеников. Другие считают, что ситуация, превратившая академию «в морг, имеющий тенденцию к разложению», сложилась на закате советской эпохи (см. Особое мнение). Наиболее пессимистичные надеются, что Семен Михайловский, как петербургский интеллигент, не повторит ошибок «масловщины» конца 20-х-начала 30-х годов прошлого века.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
При ректоре Ф.А.Маслове, подобно Семену Михайловкому не имеющего базового художественного образования, (бывший офицер Маслов пришел руководить академией из Главпрофорга), была проведена реорганизация академии: был ликвидирован музей, часть его коллекции была рассредоточена по музеям страны, другую часть экспонатов попросту уничтожили — были разбиты уникальные слепки, уничтожались портреты членов царской семьи, разрезаны холсты двух панно «Взятие Казани» и «Битва при Керженце» (по эскизам Н.К. Рериха выполненные в его мастерской). Часть помещений института заняли сторонние учреждения ГИПРОГОР и Институт гражданского воздушного флота. По итогам деятельности против ректора Маслова было возбуждено уголовное дело.
«Отличие Семена Михайловского от Маслова очевидно – последний был из военных, а Семен Ильич – интеллигентный человек», — заявила корреспонденту «В кризис.ру» сотрудница Научно-исследовательского музея Е.Савинова. Ее мнение разделяет и скульптор Дмитрий Каминкер (один из авторов монумента «Ликвидаторам Чернобыля»): «К избранию нового ректора Семена Ильича отношусь положительно, так как он порядочный человек, из культурной семьи, что немаловажно», — отметил Дмитрий Каминкер.
Бытовые проблемы мешают творчеству
При этом у большинства опрошенных все-таки доминировало разочарование поведением сотрудников академии, не выдвинувших из своих рядов достойных кандидатур на пост ректора, которых, по их мнению, хватает и среди профессионалов-художников. Были названы несколько кандидатур, однако, поговорив с некоторыми из них по телефону, мы получили те же ответы: кто-то не хочет быть в подчинении у президента РАХ, кто-то, как профессор кафедры декоративно-прикладной живописи Никита Фомин, считает, что в начале необходимо решить вопросы с оперативным управлением и собственностью. «В настоящее время ректору приходится решать не творческие вопросы, а хозяйственные: протечек крыши, прорыва отопительных труб и так далее. А вопрос, кто за что отвечает, в настоящее время не решен – в здании несколько независимых учреждений, институт также занимает помещения на правах безвозмездного пользования. Раньше был вице-президент академии художеств по Петербургу, который всем эти занимался. Сейчас все начальство в Москве, а ездить с каждой бумажкой, согласовывать ремонт труб, батарей и прочего не получается. Поэтому нужно в первую очередь решить вопрос собственности, оперативного управления. Когда они будут решены, тогда можно будет решать, что там дальше делать. Надеюсь, Семен Ильич, поскольку он живет в Москве, как-то решит вопрос собственности с федеральным руководством», — заявил Никита Фомин в интервью «В кризис.ру».
Оправдать ожидание
Сам Семен Михайловский в коротком интервью «В кризис.ру» заявил, что кардинальных изменений в институте он производить не собирается, хочет «только немного отформатировать» его работу. О своих достижениях Семен Ильич скромно умалчивает: читал лекции на факультете архитектуры и факультете теории искусств, посвященной архитектуре ХХ века, но диссертацию не защитил. Научной деятельности предпочел выставочную – участвовал в организации выставки современного русского искусства в Майями, был одним из кураторов русского павильона Венецианской Биеннале в 2000 году, на которой «Россия получила золотого льва за лучшую фотографию», подчеркнул Семен Михайловский. До назначения и.о. ректора института им. Репина занимал в нем должность проректора по внешним связям.
Что касается выставки в Маймами, как-то не получается пройти мимо другого организатора этой выставки Жанны Булок (Janna Bullock), американки русского происхождения, которая, по информации газеты «Коммерсант», вместе с мужем Алексеем Кузнецовым, бывшим министром финансов Московской области, и некоторыми сотрудники принадлежащей ей ООО «РИГрупп», президентом которой она являлась, подозревается в «мошенничестве в особо крупном размере, совершенном группой лиц». На прошлой недели в Москве был арестован бывший первый заместитель Алексея Кузнецова Валерий Носов, владелец финансовой компании "Горизонт" и издательского дома "Артмедиа Групп" (ему принадлежит, в частности, Интернет-издание Openspace.ru). Валерия Носова вместе с Алексеем Кузнецовым и Жанной Булок подозревают в нанесении ущерба бюджету Подмосковья на сумму более 27 млрд руб. Эта история к выборам ректора никакого отношения не имеет, хотя наглядно живописует атмосферу, в которой функционирует рынок современного искусства.
О своих отношениях с президентом Российской академии художеств Зурабом Церетели Семен Михайловский не умалчивает: «К Церетели у меня отношение положительное — энергичный, необыкновенно работоспособный человек». Сможет ли новый ректор использовать свои ровные отношения с вышестоящим руководством во благо СПбАХ, покажет время. «В кризис.ру» будет следить за развитием событий в старейшем художественном учебном заведении страны.
ОСОБОЕ МНЕНИЕ
Народный художник России, профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, график Владимир Старов
По мнению Владимира Старова, ситуация, сложившаяся в СПбАХ, уходит корнями в советское время. Тенденция принизить одних художников и возвысить других, стремление угодить власти и корыстные интересы именитых художников привели к тому, что свободный дух творчества был изгнан из стен академии. Уровень педагогики стал низко падать, появилась тенденция к разложению, и теперь «никто не хочет реанимировать морг». В оценках перспектив академии Владимир Старов идет дальше критики. По его мнению, идет сознательное разрушение традиций русского изобразительного искусства, берущего свое начало в иконописи и фресковой живописи, и через полотна выдающихся мастеров живописи 18-20 веков дошедшей до современников. Одним из проявлений этого является отсутствие государственного контроля над выставочной деятельностью государственных музеев, что ведет к пропаганде низменных инстинктов, неравенства и насилия. Все это, по мнению художника, результат осознанных действий, направленных на разрушение нравственных идеалов и культурных ценностей, способствующих деградации населения России. Для подтверждения своей точки зрения Владимир Старов продемонстрировал примечательный ответ чиновника Департамента культурного наследия и изобразительного искусства минкультура Р.Калоева на письмо президенту граждан Петербурга, возмущенных экспонатами выставки «Власть воды», прошедшей в залах Русского музея с 14 августа по 11 ноября 2008 года, среди которых один изображал двух молодых людей: один лежал на полу – другой на него писал. "Какое отношение это имеет к изобразительному искусству?", — спрашивает Владимир Старов. Высказывая позицию министерства культуры по поводу данного экспоната, чиновник уведомил авторов письма, что министерство не имеет законных оснований каким-либо образом влиять на выставочную политику музеев, ссылаясь за федеральный закон №54 от 26 мая 1996 года. По мнению Владимира Старова, прикрываясь этим законом, государственные органы власти намеренно дают простор развитию деструктивных тенденций в искусстве, перекладывая ответственность на плечи музейных сотрудников, кураторов и галеристов.
На вопрос, какое это имеет отношение к предстоящим выборам ректора Санкт-Петербургской академии, Владимир Старов ответил следующее: «Семен Ильич Михайловский мне лично зла никогда не делал. Если будет художник, повязанный с властью и лживый – я не знаю, будет ли это лучше. Мое мнение такое: если ты не в одной упряжке по развалу – тогда хорошо, а если ты молчишь и при тебе сотрудники Русского музея испражняются на традиции реалистического искусства – академии ты не нужен».
26 мая 2010 года в 17.00 в выставочном зале Санкт-Петербургского отделения союза художников откроется персональня выставка Владимира Старова.