«А для словa — прaвдивого словa о Ленингрaде — ещё, видимо, не пришло время… Придёт ли оно вообще?» — такой вопрос задавала Ольга Берггольц, пережившая страшную зиму 1941/1942 в блокадном городе. Видимо, задавала не зря. Прошло семьдесят лет, а вместо правды — «исторические реконструкции, инсталляции и выставки, передающие атмосферу жизни блокадного Ленинграда, с вовлечением жителей и гостей города в действие».
В Смольном решили, что отметить день полного снятия блокады Ленинграда следует грандиозным трёхдневным шоу. На Итальянской, временно переименованной в «улицу жизни», будут устроены полевые кухни, установлены противотанковые ежи и заработает блокадный манометр. Одновременно в трёх театрах, находящихся неподалёку, будут идти спектакли, посвящённые блокаде.
Тот факт, что по Итальянской, равно как и по Невскому, танки не ходили, а блокадные пункты выдачи хлеба — отнюдь не полевые кухни, устроителей шоу не волнует. «Форматы праздников и торжеств нужно менять. Одна из задач — устроить больше интересных праздников для широкой публики, — заявил глава Комитета по культуре Василий Панкратов, отвечающий за проведение мероприятия. И добавил: — Я не верю, что есть отрицательное мнение горожан».
Странное высказывание. Блокада и даже её прорыв — не то, чтобы праздник в привычном смысле слова. «Трубя о нaшем мужестве, они скрывaют от нaродa прaвду о нaс. Мы изолировaны, мы выступaем в ролях героев фильмa Светлый путь» — писала Ольга Берггольц. Что изменилось? Пожалуй, добавилось цинизма. Раньше голод называли героизмом, теперь в него предполагается поиграть. И даже обсуждается вопрос, не сделать ли этот день выходным. А кто будет отдыхать и от чего? Блокадники от дрязг в коммуналках? Или чиновники от руководства праздничными мероприятиями?
Надо иметь весьма смутное представление о том, что такое ленинградская блокада, чтобы оперировать какими-то полумистическими категориями — верю-не верю. А ведь достаточно прислушаться к мнению хотя бы блокадных активистов, на которых в трудную минуту всегда опираются власти. Даже они не готовы поддержать столь грандиозную инициативу: «Что это за игра в войнушку?… Они (горожане — ред.) сейчас поголовно не могут назвать ни дату прорыва, ни дату полного снятия блокады», — прокомментировала грядущее шоу Валентина Леоненко, президент Международной ассоциации общественных организаций блокадников города-героя Ленинграда.
С ней согласны согласны Даниил Гранин, Эдита Пьеха, Яков Гордин, Александр Рубашкин. А депутат ЗакСа Борис Вишневский напоминает губернатору о том, что к этому юбилею у города не нашлось денег для единовременных пособий в 3 тысячи рублей для тех, кто родился в осаждённом Ленинграде. Это, по подсчётам Вишневского, 2 миллиона. Отметим, что шоу запланированное шоу стоит 8 миллионов.
Сегодня в Санкт-Петербурге около 150 тысяч блокадников. Их жизнь не сильно изменилась за последние семьдесят лет, разве что прибавилось мороки. Раньше можно было вспомнить минувшее в день прорыва блокады, может быть, посетить Пискарёвское кладбище. Теперь надо непременно зарегистрироваться в районном обществе, ежегодно отстоять очередь за подарочным пайком, а на кладбище попасть и вовсе проблема. В эти дни оно закрыто: проводятся специальные торжественные мероприятия. Это называется созданием и укреплением духовных скреп. И очень напоминает уваровские «столпостены». Закончилось сие внедрение официальной народности, помнится, бомбистами-народовольцами и расстрельщиками-коммунистами.
Анна Ахматова говорила, что о блокаде надо писать только правду, как о лагерях. А правда состоит в том, что петербургские власти рассчитывают на поддержку блокадников. И если губернатор, недавно намекнувший на возможность досрочных выборов, ставит на победу, то эти голоса могут ему очень пригодиться. Не слишком ли велик риск? Терпение не беспредельно, и весёлая тусовка «кто больше съест блокадных сухарей» может стать последней каплей. Даже для таких стойких, как те, кто пережил ленинградскую блокаду.