Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил персонами нон грата послов Германии, Швеции, США, Франции, Финляндии, Дании, Норвегии, Нидерландов, Канады и Новой Зеландии. Дипломаты должны покинуть Турцию. Этот шаг вызван призывом правительств этих стран освободить Османа Кавалу – правозащитника, предпринимателя и основателя культурного фонда Anadolu Kültür AŞ.
Кавалу – основатель нескольких крупных издательских компаний и организаций гражданского общества Турции. Созданное им общество BILSAK занимается гендерными вопросами и экологией, TEMA – восстановлением лесов и охраной природы, Стамбульский фонд культуры и искусства, TÜRSAK и KMKD – защитой и пропагандой турецкого культурного наследия. Как правозащитник Кавалу спонсирует турецкое отделение Amnesty International и Центр демократии и примирения в Юго-Восточной Европе.
В 2017 году Кавалу был арестован по подозрению в контактах с «Гюленистской террористической группой», которую иностранные эксперты считают выдумкой спецслужб Эрдогана. Бизнесмену вменяли организацию протестов в парке Гези 2013 года и участие в неудавшемся перевороте 2016 года. В 2020 году суд оправдал Кавалу, он вышел на свободу, но по требованию прокуратуры был снова арестован. Ему инкриминировали шпионаж, но в чём он заключается, судебные власти засекретили. Международная комиссия юристов (ICJ), Human Rights Watch и Проект поддержки судебных разбирательств в области прав человека в Турции потребовали от турецких властей немедленно освободить Кавалу, но безуспешно.
3 сентября 2020 года Совет Европы потребовал от Анкары освободить Кавалу, но безрезультатно. По прошествии года Совет Европы выступил более жёстко: от Турции потребовали освободить правозащитника до декабря текущего года, пригрозив в противном случае начать судебное дело уже против самой Турецкой республики. Поддержка этого требования посольствами десяти стран и вызвала яростную реакцию Эрдогана и высылку послов.
Кавалу – человек, неудобный для Эрдогана, которому мешают все, кто его не прославляет, и вообще любые независимые личности. Но Кавалу – не просто один из противников Эрдогана. Он покушается на самое главное для турецкого президента – идеологические основы его правления.
Осман Кавалу, основатель и руководитель Anadolu Kültür, родился в состоятельной семье торговцев табаком. Его предки были выселены из Греции в ходе обмена населением между Грецией и Турцией в 1923 году (отсюда и фамилия – Кавалу, т.е. из города Кавала). С юности Кавалу интересовался тяжёлыми межнациональными отношениями в Турции, приведшими в первой четверти ХХ века к массовым убийствам и насильственным переселениям миллионов людей, которые затронули и его предков. Как он вспоминал, этот интерес открыл для него трагедию геноцида армян – поскольку эта тема в Турции под запретом, он не предполагал, что в Восточной Турции две тысячи лет существовала целая культура, исчезнувшая в результате массовых погромов, убийств и депортаций в 1915–1923 годах.
Потрясённый Кавалу написал «открытое письмо» одной из жертв геноцида – армянину Гарегину Хажаку, убитому в 1915-м. «По воле случая узнал, что в стране моего проживания армяне столкнулись с самыми жестокими массовыми деяниями, что древняя, тысячелетняя цивилизация была уничтожена за несколько месяцев», – написал Кавала. Это письмо было опубликовано в СМИ – и Кавала стал духовным лидером той части турецких интеллигентов, которая требует признания Турцией геноцида армян. Эти турки считают, что признание позволит турецкой нации освободиться от ига столетней лжи и фальсификаций, националистического угара и самодовольства, мешающего правдиво смотреть на свою историю.
В 2018 году Кавала профинансировал книгу немецкого исследователя Ханса-Лукаса Кизера «Талаат-паша: отец современной Турции, архитектор геноцида», что превратило его в самого ненавистного персонажа для турецких националистов. Быть гражданином Турции и требовать признания геноцида армян – уже подвиг. За это могут убить, как журналиста Динка Гранта. За это бросают в тюрьму, причём по закону, который имеет к самим принципам права примерно такое же отношение, как сталинская 58-я статья.
Те турки, которые восстают против турецкого национализма и шовинизма, против прославления преступлений, совершённых младотурецким и кемалистским режимами – герои. Они врачуют души турецкого народа, стараются избавить его от дремучего, дикарского прославления преступлений предков, стремятся вернуть ему честь и достоинство. «Духовным хирургом» назвала Кавалу армянская художница и режиссёр Сона Татоян. Такие хирурги всегда восстают против стадного самодовольства, заносчивости и самолюбования, неумения и нежелания отличить правду от лжи, и преступление от подвига. Они – воспалённая совесть нации. Такими были Томас Манн и Бертольд Брехт для нацистской Германии, Милован Джилас и Эдвард Коцбек для титовской Югославии, Варлам Шаламов и Александр Галич для Советского Союза.
Уверенность в том, что любые деяния предков заслуживают одобрения – свойство варваров. Умение честно и беспристрастно оценивать то, что делалось собственными народами в прошлом, делает людей и государства цивилизованными. Признав историческую ответственность за колониализм и рабовладение, европейские страны заслужили это право. Признав ответственность немецкого народа за Холокост, Вторую мировую войну и зверства в отношении «неарийцев», немцы вошли в ряд цивилизованных народов. А если значительная часть общества продолжает пребывать в уверенности, что предки не совершали преступлений, страна застревает на полпути между варварством и цивилизованностью даже при наличии успехов в экономике и социальной сфере. Как в России упорное нежелание властей и части народа признать преступления сталинского времени тормозят нравственное и культурное развитие страны. Так в Турции отрицание геноцида армян и варварских насилий в отношении гренков, курдов и ассирийцев не дают этой стране занять место среди цивилизованных.
Преследованиями турок, которые требуют признания геноцида армян, демонстративными действиями против Армении, не менее демонстративным превращением Святой Софии в мечеть Эрдоган воюет за консервацию варварства в своей стране, за то, чтобы она и дальше оставалась нецивилизованной. А высылка послов – это требование к мировому сообществу отстать от Турции, прекратить добиваться от неё цивилизованности. Признать, короче, тамошний «суверенитет духовных скреп». И какой бы ни была роль Эрдогана в мировой политике, каковыми бы ни были цели, идеология и технологические приёмы его партии, ценностная основа остаётся определяющим фактором.
Евгений Трифонов, специально для «В кризис.ру»