Политическое чередование, столь характерное для стран Евросоюза, вновь пришло в Грецию. В 2015 году греки, из недовольства «жёсткой экономией», отвергли консервативную партию «Новая демократия» (НД) и открыли дорогу Коалиции радикальных левых (СИРИЗА). Теперь маятник качнулся обратно. Леворадикалы потерпели поражение, к власти возвращаются консерваторы.
«Ципрас и СИРИЗА потеряли свою электоральную привлекательность», – размышляет профессор европейской политики и экономики Афинского университета Георгиос Пагулатос. Это произошло по нескольким причинам. Отступление 2015-го, когда после выигранного народного референдума, Афины всё же подписали с ЕС и МВФ третий кредитный пакет, левые избиратели сочли изменой. Как минимум политической слабостью, которая не позволит проводить самостоятельный курс. Что в общем и произошло. При этом СИРИЗА продолжала раздавать экстравагантные обязательства, которые только раздражали на фоне её реальной политики.
В условиях жёсткого кризиса греки не очень оценили радушное гостеприимство правительства Алексиса Ципраса в отношении беженцев и нелегальных мигрантов. Особенно это характерно для избирателей Крита и южногреческих островов. Ещё одним непопулярным шагом властей стало подписание т. н. Соглашения Преспы по переименованию экс-югославской Республики Македония. Правительство согласилось на название Республика Северная Македония. Тогда как 80% населения Греции были категорически против, ибо считают название Македония своей исторической принадлежностью. В Афинах и Салониках прошли массовые протесты. В глазах Европы Ципрас выступил как «человек мира», но в своей стране ещё раз показал «слабость».
Но всё-таки в целом и по большей части Ципраса с командой подвели экономика и социальная сфера. Да, можно сказать, что худшее позади. С 2017 года в экономике начался рост, удалось остановить инфляцию. Но уровень безработицы и сейчас превышает 18% – самый высокий в еврозоне. Среди молодёжи постоянной работы не имеют 40%. А ведь именно безработицу левые партии традиционно считают главным социальным бедствием. Это праволибералы в первоочередном порядке борются с инфляцией.
Финансово-экономическая система страны по-прежнему «под микроскопом» контролируется международными кредиторами. И есть с чего. Почти 180% ВВП составляет общественный долг. По этому печальному показателю Греция также опережает другие страны еврозоны. Коммерческий баланс – почти в минус 19 пунктов. При правительстве СИРИЗА была повышена налоговая ставка, но ударила она не только по греческой буржуазии, но и по средним слоям. Вообще, официальная статистика признаёт: за последнее десятилетие греки в среднем обеднели на четверть, а пенсионеры вдвое. Разумеется, здесь постарались и прежние правительства НД и социал-демократов. Но последние-то четыре года Греция жила под властью СИРИЗА…
В то же время, итоги выборов однозначно показывают: левые настроения весьма распространены в греческом обществе. Ведь в целом левые силы получили более 48%, что для любой страны ЕС считается очень высоким показателем. СИРИЗА потеряла почти 60 парламентских мандатов, но её результат – 31,5% голосов – недосягаем для других левосоциалистческих партий Старого Света. По сути, в Греции СИРИЗА играет ту же роль, что социал-демократические партии в других странах. Сама же греческая социал-демократия, объединившись в единую партию КИНАЛ (Движение изменения), набрала 8%, оказавшись в итоге на третьем месте. Прошли в парламент и несгибаемые греческие коммунисты – 5,3%.
Правоцентристская НД набрала без малого 40% голосов, одержав победу в подавляющем большинстве областей. «Новые демократы» в новом парламенте получают 158 мест из 300. В понедельник лидер НД 51-летний Кирьякос Мицотакис был назначен премьер-министром. Он, по греческой традиции, происходит из «политической семьи». Его отец Константинос Мицотакис в 1990-е возглавлял НД и греческое правительство. Сам Мицотакис-младший с 2011-го по 2015-й был министром по административной реформе, а с января 2016-го стал во главе партии.
Французский политолог Тьерри Рубе полагает, что «Мицотакис воплощает либеральную, умеренную линию, он близок как к кругам вокруг фрау Меркель, так и линии Макрона». Профессор Пагулатос подчёркивает: «На политическом уровне Мицотакис сумел убедить греков – что достоин доверия, рынки – что способен привлечь инвестиции и снизить налоги».
В общем, Грецию ожидает возврат к правому центру. Что же касается более правых сил, то и здесь произошли существенные изменения. Напомним, что кабинет Ципраса основывался на парадоксальной коалиции: партнёром СИРИЗА была правонационалистическая партия «Независимые греки». Но перед нынешними выборами они раскололись и даже не приняли в них участия. Избиратели «Независимых греков» перешли к партии «Греческое решение», прошедшей в парламент с 3,7% голосов. А вот неонацистская «Золотая заря» растеряла былую популярность, не сумев преодолеть трёхпроцентный барьер, и лишилась всех своих мандатов. В общем, по большому счёту, у НД практически нет конкурентов справа.
Роман Рудин, специально для «В кризис.ру»