Официальный Минск опроверг существование так называемого белорусского списка расстрелянных польских офицеров. Директор департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Белоруссии Владимир Адамушко заявил, что подобного списка нет, сообщает Лента.ру со ссылкой на «Интерфакс».

Речь идет о польских офицерах, расстрелянных по решению тройки НКВД СССР весной 1940 года. Несмотря на то что пленные военнослужащие польской армии были убиты в различных лагерях и тюрьмах НКВД, сам факт массовой казни принято называть «Катынским преступлением» (первоначально этот термин использовался только в отношении казни польских офицеров в Катынском лесу Смоленской области).

В советское время ответственность за это преступление возлагалась на нацистов, однако в 1990 году Москва признала, что в нем виновны власти СССР. Президент Советского Союза Михаил Горбачев передал польской стороне список из 14 552 фамилий военнослужащих, которые были расстреляны и похоронены на территории Катыни, в городе Калинин, поселке Медное, а также в Харькове (Украинская ССР). В 1994 году Киев также передал Варшаве так называемый украинский список – поименный алфавитный перечень из фамилий 3435 репрессированных – заключенных тюрем западных областей страны.

Ряд историков, ссылаясь на данные из записки председателя КГБ Александра Шелепина (1959), указывают, что в лагерях и тюрьмах Западной Украины и Западной Белоруссии были расстреляны более семи тысяч польских офицеров. Таким образом, помимо «украинского списка», более трех тысяч фамилий должны были попасть в список «белорусский».

В ноябре 2010-го в интервью польским СМИ президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о возможности открыть доступ к местным архивам КГБ (для содействия поискам списка расстрелянных офицеров). В то же время глава республики отметил, что большая часть документов, касающихся Катынского преступления, была ранее вывезена в Москву.

Спустя год – 23 декабря 2011 года – Лукашенко сообщил, что ни одного поляка в 1940 году на территории Белоруссии расстреляно не было: «Мы подняли все архивы, и не только КГБ, всех государственных структур. У нас ни одного поляка на территории Белоруссии уничтожено, расстреляно не было. У нас оказались только пересыльные пункты», – отметил президент.

Впрочем, Варшава продолжает настаивать на том, что «белорусский список» существует. 10 мая посол Польши в республике Лешек Шерепка отметил, что в Белоруссии нет ни одного памятного знака (посвященного Катынскому расстрелу). «Хотя мы считаем, что примерно четыре тысячи офицеров, в том числе белорусов по национальности, были убиты на этой земле», – отметил глава польской дипмиссии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *