В последнее время становятся популярными сериалы смелые, слегка эпатажные, говорящие то, о чём мы молчим, показывающие то, от чего мы отворачиваемся (но подглядываем). В последнее время популярным стало обращаться к базе нашей пирамиды потребностей, к нашему основному началу. В последнее время сериалы, открыто говорящие про секс и всё с ним связанное, бьют все рекорды просмотров.
Возможно, до появления Sex Education (создатель Лори Нанн) что-то похожее было, но именно этот сериал, на мой взгляд, стал основоположником жанра. Он показал, как это делается: никаких умалчиваний, стыда, осуждения, всё на виду, всё объясняется, всё нормально – нет предела подростковым экспериментам, а сексуальность – это спектр. При этом, как понятно из названия, сериал нацелен на то, чтобы обучать зрителя. Можно выявить три пункта образовательной программы «Полового воспитания».
Во-первых, показать, как широк и прекрасен этот мир. Сериал снимался в долине Уай – одном из самых впечатляющих, драматично-живописных пейзажей Англии. Глядя на него просто невозможно не испытать прилива тёплых чувств, ощущения чего-то отдохновенно-счастливого. Герои сериала очень редко пользуются телефонами и другой техникой, часто ездят на велосипедах по тенистым тропинкам, машины в этом райском уголке – очень редкие гости, а когда они появляются, то выглядят как дань 1970―1990. Дома персонажей похожи на волшебные и при этом современные замки, уютно и безопасно пристроившиеся на обрывах скал, прямо над журчащей, блестящей рекой. Над ними почти всегда светит солнце, богатые богаты, а бедные не испытывают ни в чем недостатка. И даже героиня, вынужденная жить в трейлер-парке, по вечерам, утопая в мягком диване, читает взапой феминистическую литературу. Вообще, очень многие в этом сериале читают, пишут, любуются закатами, познают жизнь. Это, конечно, когда они не заняты тем, на что так ненавязчиво намекает название сериала. И это пункт второй.
Вторая задача сериала – показать весь спектр сексуальности, каким бы шокирующим он ни был. Упомянуто всё, что только можно представить себе в связи с этой темой: сексуальная идентичность, болезни сексуального характера – как психологические, так и физические, подростковая гиперсексуальность, самоудовлетворения, неловкость, страхи, ролевые игры, недопонимания, подростковая беременность, ошибки при вступлении в половой контакт и другое. Конечно, под вечно сияющим солнцем вымышленного городка Мурдэйл, в тени лесов, посреди великолепных просторов все проблемы кажутся легко решаемыми. Никто особо не страдает, и даже разбитое сердце, за которое в конце сериала всё время хватается одна из главных героинь – не смертельно. В сериале показывается, что и взрослые, и подростки, и ученики, и их учителя, родители и дети – все одинаково не уверены, для всех любовь во всех её проявлениях – это terra incognita, и что это абсолютно нормально.
Третий мессендж этого сериала, согласно уже давно сложившимся американским традициям – всепобеждающая толерантность. Зрителю представлены все слои общества, все гендерные идентичности, все ориентации, все расы, возрасты. У всех свои стремления, цели, модели поведения. Все не правы по-своему, и по-своему правы. Хоть в чём-то или ком-то зритель найдёт отголоски себя и обрадуется – он не один такой. Даже секс-терапевт может ссориться из-за глупостей со своим бойфрендом. Даже самая красивая девочка в школе может страдать из-за комплексов по поводу своей внешности. Даже самый отмороженный парень может быть безнадёжным романтиком. Никогда не поздно начать новую жизнь, пусть пройдут хоть десятилетия рутины. Никогда не надо сдаваться – жизнь не перестаёт подкидывать подарки судьбы. Никогда нельзя сомневаться в себе – человек создан во всем его великолепии, чтобы быть счастливым.
Конечно, стоит учитывать, что этот сериал явно нацелен на возраст young adult – поколение Х, так называемые бумеры, возможно, не все готовы воспринять этот убийственный поток информации, этот взрыв идей толерантности в лицо. Не зря, основное действие сериала касается всё-таки 16-летних подростков.
Несколько слов о сюжете. Отис Милберн (Эйса Баттерфилд) – зажатый подросток, очень сексуально-подавленный. Возможно, не в последнюю очередь, это результат того, что его мать – секс-терапевт. Его подруга Мэйв (Эмма Макки) – стереотипно «плохая девочка», очень умная, цепкая. При этом в душе нежная и добрая, хотя напоказ злая и отстранённая. Отис, нахватавшись у матери разрозненных знаний, а также, по всей видимости, обладая врождённым талантом, заложенным в генетический код, вместе Мэйв основывает свою андерграундную секс-терапевтическую клинику при школе. Даёт советы своим однокашникам, получает за это деньги. Делается всё, конечно, втихую, ибо предприятие сомнительное, зато быстро разрастающееся.
Одновременно сам Отис борется с собственными проблемами, которые он так легко решает для своих клиентов. Отис влюбляется, решается, сомневается. Любовное напряжение между ним и Мэйв растёт и разрастается в любовный треугольник, когда появлется ещё и Ола – дочь бойфренда мамаши Отиса – вот как всё сложно.
Мы видим жизнь совершенно разных людей. Видим тайные страдания любимчика всей школы, красавца, лучшего спортсмена – который не хочет быть спортсменом, не знает, как сказать об этом родителям. Видим красивую, безумно милую, хотя и бесконечно глупую девочку, которой привелось в автобусе наблюдать акт эксгибиционизма. Теперь ей приходиться бороться с нервным потрясением. Другие персонажи не менее интересны, истории их жизни, борьбы и победы проходят перед нашими глазами.
В сериале нет отрицательных персонажей. Потому что отрицательность – это тоже спектр и просто побочный эффект подавленных желаний и недостаточности самовыражения. Герои справляются с этим, и побеждают свою потенциальную или ещё не успевшую усилиться отрицательность.
И вокруг – благодать. Ждём третьего сезона.
Екатерина Лифшиц, специально для «В кризис.ру»