Кологривский район возвращается к привычной жизни после бурной недели обнуления. Это возвращение к суровым будням в Кологриве и окрестных сёлах имеет мало отношения к тем политическим страстям, которые разгораются в центре страны. Разговоры на улицах и на огородах ведутся о насущном: отменят ли автобус после голосования, будет ли возможность заготовить дрова на зиму, каким будет урожай картошки в этом году?

Дело в том, что на протяжении длительного времени между Кологривом и Мантурово (ближайшей железнодорожной станцией, расположенной в 70 километрах) не было регулярного автобусного сообщения. Власти озаботились этим вопросом, и был организован ежедневный рейс Кологрив-Кострома.

В прошлом году в области было отремонтировано 180 км дорог, в текущем году планируется 260 км. Советские традиции увеличения планов здесь в силе. Тем более, что в преддверии голосования поселение, затерявшееся в бескрайних лесах, не было обделено вниманием властей – средства на ремонт дорог и благоустройство выделены. Но несмотря на принятые меры, проблема далека от решения. Понятно, что в летнее время при отсутствии дождей дороги в относительно нормальном состоянии, но так будет только до осени. История с ремонтом основной трассы, соединяющей Кологрив с внешним миром, поистине поражает. Многократно здесь разрушалось асфальтовое покрытие, во время одного из весенних паводков был полностью разрушен мост. Ямочный ремонт проводился, но результат был известен заранее.

Население Кологрива и окрестных деревень всегда было крестьянским, лесозаготовки, сельское хозяйство и рыболовство были основными промыслами. Екатерина II своим указом утвердила во второй половине XVIII века статус города. Начиная с 1918 года, когда в городе установилась советская власть, в Кологривском районе создан леспромхоз и несколько колхозов. Местная экономика стала развиваться ускоренными темпами. Крушение Советского Союза привело к закрытию многих предприятий и объектов инфраструктуры. Сейчас сельское хозяйство Кологрива поддерживают лишь на фермерские хозяйства и приусадебные участки – в обоих случаях объёмы и реализация достаточно скромные.

Наступает жаркий сезон сенокоса и сбора первых урожаев, и в условиях нехватки техники частникам приходиться тяжело. Местный житель Николай Смирнов рассказывает, что вынужден вести все работы вручную – начиная от посадки картошки и заканчивая поливкой огорода. Однако в условиях короновируса, который добрался и до Костромской области, цены и спрос на сельскохозяйственную продукцию несколько возросли. Николаю удаётся продать часть излишков в местные магазины.

При этом фермеры в полной мере не обеспечивают продуктами местное население: снабжение идёт в основном из Москвы и Нижнего Новгорода. Но оснований для беспокойства по поводу продовольственной безопасности Кологривского края в целом пока нет. Костромская область – источник ценных ресурсов – прежде всего экологически чистой продукции, собранной в лесу. Ресурсы леса очень ценятся не только в Костромской области, но и за её пределами. Вот уже много лет отсюда везут фуры с лисичками. Иронично, что большинство так называемых местных бизнесменов, которые скупают этот ценный продукт, не платят никаких налогов.

Кологривский район славится своей уникальной природой – ежегодно в пойме реки Унжи останавливаются тысячи диких гусей. Экологи со всего мира приезжают сюда, чтобы понаблюдать за этим феноменом. Местные лесники оберегают птиц, которые совсем не боятся людей. Но в целом ситуация с охраной природы в крае неблагоприятная: браконьеры охотятся без лицензии и глушат рыбу динамитом.

Недавно местные жители стали получать пособия на детей и надбавки из федерального бюджета. Жалоб на задержки вроде бы не было. «Раздача» организована максимально честно, и многие были приятно удивлены. Для людей, привыкших к нищете, 10 тысяч рублей в месяц на ребёнка – это большое подспорье. Но не надо питать иллюзий по поводу истинных причин щедрости властей. Она проявляется именно и только сейчас.

Хотя в райцентре проживает чуть больше трёх тысяч человек, а в деревнях – и того меньше, работа избирательных участков была организована с большим размахом. Для местных жителей голосование по конституции стало первым крупным событием за многие месяцы, если не считать ежегодного городского праздника в День гуся.

Например, в Костромской области состоялась лотерея с привязкой к голосованию по изменению Конституции. Были разыграны 5 автомобилей «Лада Гранта» и масса других призов. Сотни жителей стали обладателями сертификатов различных по своей ценности. Местная пресса публикует фотографии счастливых обладателей новых авто. Решаются ли таким образом социально-экономические проблемы в области?

Если в городах положение ещё более или менее сносное, то на селе продолжается отток населения и растёт нищета. Только в одной из деревень, расположенной в 42 километрах от Кологрива, за последние годы от алкоголизма умерли около десяти человек (численность населения – всего 200 жителей). Магазины нередко торгуют продуктами и алкоголем под запись. В специальную тетрадку вносятся покупаемые продукты, а оплата за них производится только в те числа, когда выплачиваются зарплаты и пенсии.

В начале двухтысячных представители местной интеллигенции давали Кологриву десять лет: дела обстояли неважно на фоне развала 1990-х. Школу в поселении удалось сохранить. Гораздо хуже обстоит дело в сёлах: школы и больницы закрылись, дети приезжают только к бабушкам и дедушкам на каникулы. Отток молодёжи продолжается из-за безработицы и нищеты. Сохранить поселение удалось благодаря притоку  жителей ближайших деревень (зато деревни теперь опустели). А также благодаря всплеску рождаемости после принятия программы материнского капитала. Но большинство молодёжи не связывает свои перспективы с Кологривом. Парни и девушки уезжают в Кострому и другие крупные города. При сохранении текущего положения дел эта тенденция вряд ли изменится.

Сосинский-Семихат Юрий, специально для «В кризис.ру», фото автора