Завтра по всей стране заканчивается срок подачи подписей. Кандидатам предстоит проскакивать муниципальные фильтры. Для участия в губернаторских выборах. Каковые в нынешнем сентябре намечены в 18 регионах. Это, кажется, главная интрига нынешней избирательной кампании.
Кроме того, в Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах местные парламенты должны будут утвердить или отвергнуть кремлёвских кандидатов в губернаторы. Ещё в 11 субъектах пройдут выборы региональных депутатов, а в 22 региональных центрах – выборы местного самоуправления. Но это уже не столь интересно и захватывающе. Куда красочней бои за подписи муниципалов. Собственно, это осталось единственным развлечением и для кандидатов, и для избирателей. Все остальные процедуры ― агитация, встречи и прочие демократические мульки ― чистая формальность. Настоящее решение принимается завтра.
Хотя, если уж совсем точно, это решение принято месяц назад. Когда самые народные избранники в Госдуме приняли закон о трёхдневном голосовании. После этого результат любых выборов можно предсказывать без риска ошибиться. Практически на всех уровнях. Даже если каким-то загадочным образом в кандидатах окажется какой-то незапланированный оппозиционер.
Впрочем, с оппозиционером в списке даже прикольней. И на нынешних выборах такое практикуется. В некоторых, особо продвинутых областях. При некоторых, особо продвинутых и уверенных в себе губернаторах.
В Смоленской области принять участие в губернаторских выборах пожелали шесть человек. Первым, конечно, действующий губернатор Алексей Островский, кандидат от ЛДПР. Выдвинули кандидатов и другие партии. Региональное отделение «Справедливой России» предложило красавицу и бывшую бизнесвумен, а ныне руководителя партийной фракции в областной думе Ольгу Калистратову. От КПРФ выдвинулся действующий депутат облдумы Андрей Митрофаненков. Кроме привычных «оппозиционеров», проявились иные политические организации. «Коммунисты России» выдвинули пожарного Александра Бичаева. От Казачьей партии РФ хочет избраться ресторанный шеф-повар Виктор Степченков, а от партии «За справедливость» ― сотрудник «Вымпелкома» Виталий Клюкин.
Все они, как положено, в назначенный срок подали документы и принялись собирать подписи муниципалов. Дело, однако, не заладилось. Чем-то кандидаты муниципалам не приглянулись ― нужного количества подписей собрать не удавалось никому, кроме действующего губернатора. Но неделю назад представители местной ячейки КПРФ попросту обратились Алексею Островскому и попросили с эти делом помочь. Сам Митрофаненков прямо так лично к Островскому и обратился: дескать, давай-ка, подсоби.
И Островский не подвёл! Тут же разразился пафосной речью: надобно-де предоставить гражданам-смолянам полный набор кандидатов. Много и разных. Лишать народ права на выбор никак нельзя. И прямо с места в карьер попросил муниципалов расписаться под прошением кандидата КПРФ (об остальных кандидатах губернатор умолчал). Но под конец, не удержавшись, ехидно добавил: «Среди муниципальных депутатов Смоленской области может быть не очень много тех, кто поддерживает коммунистов».
Может, и правда, не очень. И не только в Смоленской. Но именно от КПРФ кандидаты представлены во всех областях, где проходят губернаторские выборы. Кроме Архангельской.
Здесь ситуация вообще интересная. Как вчера сообщил бессменный глава «Яблока» Григорий Явлинский, в Архангельской области «администрация провоцирует протестный социальный взрыв». По его словам, рвануть может похлеще, чем в Хабаровске (ныне Фургаловск). Если, конечно, эта самая администрация немедленно не прекратит чинить препятствия единому кандидату «Яблока» и общественного движения «Стоп Шиес» Олегу Мандрыкину. Риэлтеру, общественнику, борцу с помойками. Избранному на общественных праймериз из 25 реальных кандидатур.
Среди которых, кстати, была депутат Архангельского областного собрания депутатов Ирина Чиркова. Сейчас она выдвинута от «Справедливой России». Которую и представляет в местном парламенте. Хотя ранее делала хорошую карьеру в ЛДПР, а после пыталась попасть «Единую Россию». В результате застряла у справедливцев, но надолго ли, неизвестно.
«Народному губернатору» Олегу Мандрыкину ко вчерашнему дню удалось собрать 165 подписей муниципалов из 189 требуемых. И тут всё застопорилось. Власть, убоявшись конкуренции, стала чинить препятствия. Вроде бы даже сам врио Цибульский (кандидат «Единой России», разумеется) стал обзванивать муниципалитеты, требуя ничего за Мандрыкина не подписывать. «Требуем прекратить незаконные действия администрации Архангельской области по дестабилизации общественной ситуации в регионе и в полном соответствии с законодательством Российской Федерации допустить к выборам Олега Мандрыкина», — пафосно заявил на это Явлинский. А иначе ― будет вам Мандрыкинск!
Что касается остальных кандидатов, то их судьба, кажется, вообще никого не волнует. Вряд ли кто-то в Архангельской области воспринимает всерьёз бывшего борца с ОПГ, а ныне пенсионера Николая Вакорина от «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость»). Или предпринимателя Андрея Есипова (от «Коммунистической партии социальной справедливости»), лидера движения «Совет отцов Архангельской области», поддержавшего «закон Димы Яковлева» и обнуление конституции,
Трудно поверить, что есть шансы на избрание у председателя правления региональной общественной организации охраны окружающей среды «Исток» Айман Тюкиной (от партии «Зелёная альтернатива»). В области она известна тем, что поддерживала строительство мусорного полигона на Шиесе. Протесты назвала посягательством на основы конституционного строя (как можно делить мусор на «наш» и «ваш», он у нас общий, российский, а значит лучший!). Даже грозилась обратиться по этому поводу в прокуратуру.
Идёт на прорыв и бизнесмен Юрий Шевелёв (от партии «Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров, против насилия над животными»). Главная цель этой партии ― поддерживать все начинания российского президента и правительства. Шевелёв ― член «Единой России» с 2002 года, однако избираться предпочёл от «Добрых дел». Что уже говорит о многом. «Пожалуй, я единственный из кандидатов, которого боится сегодняшняя региональная власть», ― сказал он. Предварительно подчеркнув очень жирной чертой, что не является техническим кандидатом. Ну, да, кого же ещё бояться?
Последний (но не по политическому весу) ― депутат Архангельского областного собрания депутатов, спортсмен и поборник здорового образа жизни Сергей Пивков от ЛДПР. Единственный, кого, возможно опасается как конкурента нынешний врио Цибульский. Как никак Пивков ― коллега самого Фургала.
Особенность нынешних выборов в Архангельской области состоит не только в наличии Мандрыкина. А в том, что КПРФ всячески его поддерживает. И даже не выдвинула своего кандидата. Последнее, впрочем, объясняется просто. Коммунистам уже твёрдо обещано: если откажутся от выдвижения своего депутата, выигравший выборы Цибульский назовёт своим кандидатом в Совет Федерации от Архангельской области депутата Госдумы от КПРФ, зампреда комитета по энергетике Александра Некрасова. Понятно, что попасть в сенаторы надёжней, чем в губернаторское кресло. Оно вообще, как выяснилось, довольно неустойчиво.
Это ярко продемонстрировал пример Иркутской области. Сегодня за губернаторское кресло там собираются бороться семь человек. Три самовыдвиженца, включая врио губернатора Игоря Кобзева и представители ЛДПР, «Справедливой России», «Родины», «Гражданской платформы». Хотя могло бы быть на одного больше: бывший губернатор коммунист Сергей Левченко, добровольно покинувший свой пост, просил президента РФ разрешить ему баллотироваться снова. Официального ответа не последовало. И Левченко отступил.
И правильно сделал. Как объяснила политический обозреватель Галина Солонина, «население Иркутской области имело возможность наблюдать не только начало, но и конец аналогичной кампании. Зарплаты чиновников были неоднократно повышены, им выписывали огромные премии, правительство Иркутской области не вылезало из зарубежных командировок, невзирая на лесные пожары, наводнения и прочие стихийные бедствия, преследовавшие регион. Губернатор блокировал любые действия правоохранительных органов, Контрольно-счётной палаты Иркутской области, депутатов по проверке расходов правительства и финансово-имущественным вопросам чиновников». В общем, коммунистический губернатор во всей красе продемонстрировал коммунизм КПРФ.
Впрочем, в партии не унывают. Вместо Левченко от КПРФ выдвинут другой кандидат ― капиталист Михаил Щапов. Он и коммунистом-то себя не считает, но случайно в 2016 году избрался в Госдуму от КПРФ…
Не будет кандидата КПРФ и на выборах президента Республики Татарстан. Хотя именно там региональное отделение «Единой России» разрешило своим муниципальным депутатам раздавать свои подписи кандидатам из других партий. Это само по себе любопытно. Вероятно, предполагается устроить для населения республики красивое шоу. Между руководителем татарстанского регионального отделения «Справедливой России» Альмиром Михеевым, координатором регионального отделения ЛДПР Владимиром Сурчиловым, председателем регионального отделения «Партии роста» Олегом Коробченко, первым секретарём регионального комитета «Коммунистов России» Альфредом Валиевым. Вчера в Центризбиркоме сообщили, что все они сдали листы с подписями. Теперь сомкнутым строем они могут выступить против действующего президента республики Рустама Минниханова. Выдвиженца «Единой России». Единственного, кто самостоятельно смог собрать подписи в свою поддержку.
В отличие от КПРФ, которая на этих губернаторских выборах игнорирует два региона, кандидаты партии «Яблоко» представлены только в двух регионах. Уже упомянутый Олег Мандрыкин в Архангельской области и генеральный директор аграрного предприятия «Шунга» Александр Лазутин в Костромской области. Лазутину 60 лет, он возглавляет областную Ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств и является председателем регионального отделения партии. За него однако, Явлинский не вступился. Хотя костромская оппозиция ― коммунисты и местные «яблочники» ― жаловались, что власти препятствуют им в прохождении муниципального фильтра. Вместо Явлинского и Зюганова за обиженных оппозиционеров вступился координатор регионального отделения «Национально-патриотических сил России» Андрей Старун, по совместительству председатель общественной организации «Народовластие».
Старун, человек явно тёртый и знающий жизнь, размениваться на заявления для прессы не стал. Сразу же обратился напрямую к Путину. И без всяких экивоков потребовал «выслать в нашу область специальную комиссию для исправления сложившейся ситуации или просто назначать губернатора своим Указом, не играя в демократические процедуры». В общем, назвал вещи своими именами. Пока что единственный из публичных политиков.
Все остальные с энтузиазмом включились в игру под названием «выборы». Ни в одном из регионов нашей необъятной, где проходят выборы губернатора, нет меньше пяти кандидатов (в Камчатском крае аж целых 16). От «Родины» и «Патриотов России», «Партии прогресса» и «Партии Роста», «Гражданской платформы» и «Партии за справедливость». Не считая беспартийных, из которых чуть ли не большинство ― уже врио.
Причём в Госдуме только депутаты КПРФ заявляют о проблемах с прохождением муниципального фильтра. И только в четырёх регионах — Коми, Севастополе, Еврейской АО и Ленинградской области. Остальные не жалуются. А в ЛДПР так и вовсе заявляют: там, где партия участвует в выборах, кандидаты в состоянии собрать необходимые подписи. Это понятно. «Фургализация» страны происходит прямо на глазах. Только это не имеет никакого отношения к выборам. И к партиям, в них участвующим.
Акулина Несияльская, специально для «В кризис.ру»