Интересное исследование провёл недавно неутомимый Forbes. Опубликован рейтинг российских чиновников и депутатов по размерам принадлежащей недвижимости. Но ещё интереснее цепочка ассоциаций, возникающая от первой же строки этого рейтинга. Интеллектуально перенестись с Ямала на Карибы, от социальной справедливости в Евразии к социальной безопасности в Западном полушарии – кто ещё, кроме российской элиты, способен в этом помочь? Впрочем, обо всём по порядку.

Материал в Forbes появился далеко не вчера, многие давно с ним знакомы. Напомним, что лидером рейтинга стал депутат Законодательного собрания Ямало-Ненецкого АО Василий Крюк – в общей сложности почти 373 квадратных километра. Вторым приходит  депутат Псковского облсобрания Виктор Гречин – почти 325 квадратных километров. «Бронзовый призёр» – депутат Верховного Совета Хакасии Виктор Санников, за которым вместе с супругой числится площадь в 220 квадратных километров.

Эти депутаты по совместительству крупные агробизнесмены или бенефициары агробизнеса. Бизнес Крюка  (компания «Рассвет» базируется значительно южнее ЯНАО) – зерновые и рапс. Фирма Гречина «Победа» поставляет овощи. Структуры Санникова «Целинное» и «Сонское» занимаются разведением крупного рогатого скота и молочными продуктами.

Следующая тройка – депутат Алтайского ЗакСа Сергей Бенслер, депутат Воронежской облдумы Александр Князев, губернатор Брянской области Александр Богомаз. Здесь размеры менее внушительны, на всё же достигают  140–170 квадратов. Компания Бенслера «Колос» производит зерно. Фермерское хозяйство Князева – мясо и молоко, параллельно занимаясь операциями по складскому хранению и применению сельхозтехники. Фермерское хозяйство «Богомаз» и две семейные компании поставляют картофель. Любопытно, что совокупный размер участков губернатора и его семьи наименьший из перечисленных, тогда как финансовая выручка наибольшая (порядка миллиарда рублей).

Излишне уточнять, что все шестеро принадлежат к партии «Единая Россия».

Само по себе всё это интересно, но есть в этой информации некая рутинность. Можно подумать, кто-то ожидал бы принципиально иного. Если что и удивит, то разве что отсутствие в перечне экс-губернатора Краснодарского края, экс-министра сельского хозяйства РФ, а ныне одного из директоров АО «Агрокомплекс имени Никиты Ткачёва» – Александра Ткачёва. В не столь ещё давние времена именно его называли крупнейшим латифундистом не только России, но и Европы. Слишком откровенные тосты за агролобби, вероятно, стоили министерского поста и побудили к меньшей публичности.

Одно дело – требовать от россиян, чтобы они всей популяцией разделили с президентом расходы на Крым. Совсем другое – славить класс землевладельцев в компании сислиба Дворковича, ныне тоже отставного. Нахрап агролобби не раз в нашей истории подводил царствующие верхи. Сначала помещики сорвали спасительную для империи столыпинскую реформу. Потом совет объединённого дворянства доигрался до Февральской революции. В следующую эпоху сельскохозяйственные секретари продвинули Горбачёва с известным итогом уже для красной империи. Самое время было выпить за лоббистов-аграриев весной 2018-го, в преддверии повышения пенсионного возраста.

Но вот какой момент стал решающим побуждением для автора писать эти строки. Комментаторы сравнивали владения шестерых с территориями небольших государств. Надо сразу признать – очень небольших, типа Мальты или Лихтенштейна. Рекордсмен Крюк превзошёл своими владениями «всего лишь» Гренаду. Но – кто при названии этого восточно-карибского острова не ударится в воспоминания детства?!

Стихи Михаила Светлова про «землю в Гренаде крестьянам отдать» – ещё не совсем то. Во-первых, это не та Гренада: поэт имел в виду область на юге Испании, которую теперь называет Гранада. (Туда, кстати, уехали персонажи «Айвенго», финансист Исаак с дочерью Ревеккой – спасаться от западноевропейского антисемитизма под покровительством толерантного мусульманского эмира…) Во-вторых, «Гренада моя» – всяко не про автора этих строк (впрочем, ни та, ни другая).

В-третьих, что главное, острее вспоминается другое: события 1983 года, первое с «незабываемого 1919-го» сокрушение коммунистического режима. Революционная улыбка несгибаемого премьера-социалиста Мориса Бишопа – тем временем по-тихому уговаривающего Миттерана поскорее помирить и познакомить его с Рейганом. В ответ – зловещая ухмылка вице-премьера и друга детства Бернарда Корда. Зверская расправа в Форт-Руперте: бойцы-коммунисты лейтенанта Каллистуса по кличке Абдулла, выполняя приказ Корда, расстреливают вчера ещё любимого Бишопа с горсткой соратников и беременной соратницей Жаклин. «Brothers and sisters!» англоязычного генерала-сталиниста Хадсона Остина. Батальон американской морской пехоты. Представительница США в ООН Джин Киркпатрик – представителю СССР Олегу Трояновскому: «Вот видите, социалистические преобразования, оказывается, вполне обратимы». Гренадцы по сей день благодарны Рональду Рейгану: «Великий человек спас нас всех».

Это всё дела прошлые. Но есть ведь и нынешние. Как раз в эти недели с Гренады посыпался ворох информации. Месяц назад умерла Филлис Корд, жена Бернарда Корда. Её называли «партийная леди Макбет». Были гренадцы, которые любили Мориса Бишопа. Изредка, но встречались уважавшие жестокого, коварного и циничного, но делового Бернарда Корда. Имел круг закадычных приятелей «отморозок» Каллистус-Абдулла. Но идеологически упёртую властолюбивую интриганку Филлис Корд терпеть не могла вся Гренада. Есть такой тип дамы-агитпроповки, продвигающей начальственного мужа, не забыли с эпохи советской… Сочувствующая коммунистам островитянка передала Каллистусу в тюрьму коробку конфет: «Поделись со всеми, только Филлис не давай».

Зато теперь, понятное дело, хорошо или ничего. Присоединимся и мы. «Она символ освобождённой карибской женщины!» – провозглашают друзья семейства Корд, предусмотрительно переселившейся с Гренады на Ямайку. Свою автобиографию Филлис скромно назвала в третьем лице: «Раскованная». Она, кстати, отсидела меньше всех, причастных к побоищу в Форт-Руперте – 16 лет. Бернард и Каллистус – дольше всех, почти 26 лет. Генерал Остин – 25 лет.

Этот процесс назывался «Гренада 17», по числу приговорённых. Бернард Корд живёт теперь в ямайской деревне. Каллистус рассказывает о своей клинической смерти и оживлении. Остин работает строительным менеджером в тюрьме, из которой вышел (он вообще увлекается учреждениями исполнения наказаний, в годы власти много занимался устройством коммунистического ГУЛАГа на острове). Все они глубоко сожалеют о прошлом. Но говорят, время было такое.

Предположим, прошлое есть прошлое. Мир ушедшей Филлис. Однако гренадская политика – довольно нервная тема.

На выборах два года назад победили консерваторы – Новая национальная партия (ННП). 73-летний премьер-министр Кит Митчелл правит скоро восемь лет, а до того уже правил тринадцать. В общей сложности получается чуть дольше Путина. Считается, что он олицетворяет на Гренаде заветы Рейгана. Вот только… Оппозиция упорно обвиняет Митчелла в связях не просто с Россией, но с «русской мафией». Дескать, получает финансирование для ННП от братвы за преференции в туристической инфраструктуре. Митчелл – человек серьёзный: аккурат во время присоединения Крыма заставил лидера оппозиции Винсента Робертса извиниться за россказни о связях с РФ. Но осадок остался и регулярно вспоминается.

Будто не хватает Митчеллу своей, гренадской мафии. Она называется «Мангусты». Пятьдесят лет назад это были идейные люди гвардия ультраправого антикоммуниста Эрика Гейри, лютые враги Бишопа. Сейчас – беспринципный альянс ультраправых с ультралевыми, коммунистов с фашистами исключительно за фишку и бабло. «Цель новой «Банды мангустов» — покончить с демократией и установить свою власть на десятилетия вперёд. Она не имеет никакого видения будущего Гренады, кроме захвата власти и богатства. Она пролезает в администрацию, парламент, суды, полицию, медиа, профсоюзы, церковь. Эта группировка способна осложнить жизнь доктору Митчеллу. Мы должны защитить нашу свободу», – бьют тревогу гренадские демократы-рейганисты.

И вот буквально вчера опять новость с Гренады. Туристическое ведомство Сент-Джорджеса открывает маршруты, снимает ограничения, введённые из-за коронавируса. Кстати, пандемия почти обходит остров – во всяком случае, был лишь один неподтверждённый случай. Уже открылись элитные отели Sandals Grenada и Silversands Grenada, а в конце ноября открывается главная туржемчужина – Royalton Grenada на 269 номеров. Цены предстоящих новогодних туров – порядка $1500 в сутки. Чем не вариант для богатого россиянина? Только, наверное, лучше не афишировать, дабы не подставлять гостеприимного доктора Митчелла.

Есть, впрочем, и альтернативный вариант. Одновременно с восточно-карибской Гренадой открывается центральноамериканский Белиз. По специальной турпрограмме «Безопасный коридор» при статусе «Золотой стандарт туризма». Изолированные туры, ресторан-бассейн-пляж – «всё включено», усиленная уборка помещений с особо тщательным протиранием поверхностей, гарантия социальной дистанции, регулярное тестирование здоровья гостей… Увы, не оценит всего этого белизский художник, расстрелянный на шоссе под Петербургом – весёлый рейдер и безотбойный свидетель обвинения Бадри Шенгелия. С юмором был человек.

…Вот так почитаешь Forbes про депутатские угодья – и задумаешься о глобальности мира. Хватит, наверное. Далеко зайдём.

Адриан Еремейский, специально для «В кризис.ру»