20 декабря 1917 года в Петрограде состоялось заседание Совета народных комиссаров под председательством Ленина. На нём слушали доклад Дзержинского о необходимости создания комиссии по борьбе с саботажем:

«…Комиссии обратить в первую голову внимание на печать, саботаж и т. д., правых социалистов-революционеров, саботажников и стачечников.

Меры ― конфискация, выдворение, лишение карточек, опубликование списков врагов народа и т. д.

Постановили: Назвать комиссию ― Всероссийской чрезвычайной комиссией при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем ― и утвердить её».

Уже на следующий день ВЧК произвела первые аресты. Ленин лично сформулировал, как именно их следовало осуществлять технически. «Аресты, которые должны быть произведены по указаниям тов. Петерса, имеют и с к л ю ч и т е л ь н о большую важность, должны быть произведены с большой энергией. О с о б ы е меры должны быть приняты в предупреждение уничтожения бумаг, побегов, сокрытия документов и т. п.»

В декабре 1917 года аппарат ВЧК насчитывал 40 человек, в марте 1918 года ― уже 120 сотрудников.

В годовщину октябрьского переворота Ленин сделал особое заявление о полной поддержке и защите ВЧК, «подвергшейся, за некоторые свои действия, несправедливым обвинениям со стороны ограниченной интеллигенции, … неспособной взглянуть на вопрос террора в более широкой перспективе»:

«Что удивляет меня в воплях об ошибках ЧК, ― это неумение поставить вопрос в большом масштабе. У нас выхватывают отдельные ошибки ЧК, плачут и носятся с ними.

Мы же говорим: на ошибках мы учимся. Как во всех областях, так и в этой мы говорим, что самокритикой мы научимся. Дело, конечно, не в составе работников ЧК, а в характере деятельности их, где требуется решительность, быстрота, а главное ― верность. Когда я гляжу на деятельность ЧК и сопоставляю её с нападками, я говорю: это обывательские толки, ничего не стоящие».

ВЧК была упразднена 6 февраля 1922 года. Её полномочия перешли ГПУ при НКВД РСФСР. Председателем снова стал Дзержинский. К этому времени в ВЧК насчитывалось не менее 2,5 тысячи сотрудников (если исходить из того в ноябре 1921 им было выдано 75 тысяч пайков).

Согласно подсчётам историка Роберта Конквеста, по приговорам ревтрибуналов и внесудебных заседаний ВЧК в 1917―1922 годах было расстреляно 140 тысяч человек. российский историк, полковник КГБ Олег Мозохин эти данные оспаривает. «Со всеми оговорками и натяжками число жертв органов ВЧК можно оценивать в цифру никак не более 50 тысяч человек». Ну, да, смехотворно мало, что и говорить. Кстати, в годы Первой русской революции ― с 1905 по 1910 год ― было вынесено 5735 смертных приговоров по политическим преступлениям, из которых приведен в исполнение 3741.

Сталин, который был «Ленин сегодня», ― но, по словам Молотова, куда более более мягкий ― традицию репрессий продолжил и даже творчески развил ― репрессировал не только нормальных людей, но ещё и ленинскую гвардию, а заодно зверюг Дзержинского. В результате «чистки» рядов были расстреляны:

Яков Петерс ― заместитель председателя ВЧК, первый в истории ВЧК секретарь парторганизации. Руководил ликвидацией левоэсеровского мятежа 1918 года, вёл следствие по делу покушавшейся на Ленина эсерки Фанни Каплан, руководил ликвидацией «Союза защиты родины и свободы» Савинкова, организатор массовых расстрелов в Киеве в 1919 году,

Иосиф Уншлихт ― заместитель председателя ВЧК. Руководил высылкой врачей, профессоров и других представителей интеллигенции,

Артур Артузов ― начальник иностранного отдела ОГПУ. Руководил операциями по захвату Бориса Савинкова и Сиднея Рейли,

Мартын Лацис ― член Петроградского военно-революционного комитета, начальник отдела ВЧК по борьбе с контрреволюцией. Руководил подавлением левоэсеровского мятежа в Москве,

Михаил Кедров ― начальник особого отдела ВЧК, один из основателей советской системы концлагерей. Уволен из рядов за зверство, беспрецедентное даже для сотрудника ВЧК, проявленное на Севере и на Соловках,

Василий Манцев ― начальник Следственного отдела ВЧК, заместитель Дзержинского. С конца 1919 года начальник Центрального управления чрезвычайных комиссий на Украине. С июля 1920 года член коллегии ВЧК, нарком внутренних дел Украины. Участник массовых казней в Крыму в 1920,

Григорий Мороз ― начальника Следственного отдела ВЧК, член президиума ВЧК, полномочный представитель ВЧК по Уралу. Организатор борьбы со «спекулянтами», инструктор по курсу «разведка по вопросам спекуляции»,

Иван Павлуновский ― председатель Уфимской ЧК, первый заместитель начальника Особого отдела ВЧК. Руководил следствием по делу восстания в фортах «Красная Горка» и «Серая лошадь», арестами военспецов в Полевом штабе РККА, ликвидацией «Национального центра», «Добровольческой армии Московского района», организовал показательный судебный процесс и расстрел спасителя Монголии от китайской оккупации Романа Унгерна,

Меер Трилиссер ― член сибирской ЧК и член Военно-Революционного комитета Сибири и Забайкалья (организатор службы внешней разведки),

Глеб Бокий ― председатель ПетроЧК в период начала «красного террора», комиссар государственной безопасности. Создал лабораторию по разработке ядов и препаратов для влияния на сознание арестованных или устранения неугодных.

Ещй более мягкий Хрущёв всех этих скотов посмертно реабилитировал. В том числе Бокия, который, вероятно, сейчас особо чтим преемниками из Института криминалистики ФСБ, и Кедрова ― немеркнущий пример для нынешних гуманистов из ФСИН.