Судан намерен выдать Международному уголовному суду в Гааге (МУС) свергнутого диктатора Омара аль-Башира, информирует Deutsche Welle. Сообщение основано на официальном заявлении суданского министра юстиции Мариям аль-Махди. Экс-президент Башир и его сообщники подозреваются в геноциде, военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершённых во время войны в суданском регионе Дарфур.
Решение о выдаче принял Суверенный совет Судана, пришедший к власти в результате революции 2019 года. Это коллективный глава государства под председательством генерала Абделя Фаттаха аль-Бурхана (ранее начальник штаба сухопутных войск в армии Башира). Сообщение об этом поступило ещё в феврале 2020 года. Спустя несколько месяцев в Судан прибыла делегация МУС, обсудившая процедурные детали. Вместе с Баширом международному правосудию будут переданы его ближайшие сподвижники – бывший и.о. председателя распущенной правящей партии Ахмед Харун и бывший министр обороны Абдель Рахим Мухаммед Хусейн.
Омар Башир правил Суданом три десятилетия. Выходец из скромной крестьянской семьи воспринимался как «пацан пришедший к успеху». Окончил военный колледж, служил в парашютно-десантных войсках, воевал против Израиля в рядах египетской армии. Он оказался у власти в результате военного переворота в 1989 году. Сначала возглавлял правительство и военное министерство, потом «Совет командования революцией национального спасения», потом стал президентом. Не забыв подняться из полковника в генералы.Режим Башира причислялся к самым жестоким на планете (наряду с коммунистической диктатурой в Северной Корее или военной диктатурой в Бирме-Мьянме). Было установлено тоталитарное правление, запрещена всякая оппозиция. В многонациональной и поликонфессиональной стране проводилась арабизация и исламизация на основе режимных «духовных скреп». На выборах Башир получал то 75% голосов, то все 86%. Знакомая в общем картина.
Стараясь удержать под контролем населённый негроидными племенами Южный Судан, диктатор пошёл на полномасштабную гражданскую войну, в которой погибли около двух миллионов человек. В стране возродилось почти узаконенное рабовладение. Но в этой войне режим Башира фактически потерпел поражение: ныне Южный Судан – крайне нестабильное, но независимое государство.
Другая война шла в западносуданском регионе Дарфур. Здесь погибли около трёхсот тысяч человек, и конфликт продолжается по сей день. Причина в целом та же – стремление чернокожих суданцев к независимости от арабо-исламских властей Хартума. Ситуация осложняется экономическими противоречиями вокруг местной нефтедобычи.
В то же время, надо отметить, Башир поддержал Ливийскую революцию. Как и многие африканские правители, он был недоволен континентальными амбициями Каддафи. Зато южносуданский лидер Салва Киир занял противоположную позицию. Как и следовало в данном случае ожидать.
4 марта 2009 года МУС выдал первый ордер на арест Омара Башира. Ему инкриминировались пять пунктов преступлений против человечности и два пункта военных преступлений. 12 июля 2010 года был выдан второй ордер – три пункта по геноциду в Дарфуре. Президент Судана был единственным в мире действующим главой государства, подлежавшим аресту по ордеру МУС.Пока Башир находился у власти – о суде над ним не могло быть и речи. Он «подстраховался» также союзными отношениями с такими государствами, как КНР, Иран, Беларусь и РФ. В 2017 году Башир встречался с Владимиром Путиным, рассуждал о «происках США» против себя и просил оказать помощь. Отказа, конечно, не последовало. В подавлении антибашировских протестов по-своему участвовали структуры «путинского повара» Евгения Пригожина – ЧВК Вагнера с непосредственным силовым сопровождением и медиа-агентства c пропагандой и «троллиными» методичками. Дмитрий Песков рассуждал о башировской «легитимности». Сам же Башир совершенно забыл о своей не столь давней позиции в Ливии…
Всё это не помогло. Весной 2019 года режим Башира пал под ударами массовых протестов, поддержанных армейским командованием. Недавно всевластный диктатор оказался в тюрьме. Суданские инстанции обвинили Башира в узурпации власти, убийствах и коррупции. Начали с малого – два года заключения за незаконные валютные операции. Мягкость приговора объяснили возрастом 77-летнего осуждённого. Отбывать отправили не в тюрьму, а в коррекционный центр, типа комфортабельного дома престарелых.
Но предстояли и другие процессы. В июле прошлого года началось разбирательство по делу о переворота 1989-го. Выдавать Башира в Гаагу новые власти поначалу не хотели – с ним много счётов в Судане. Однако изменили позицию.
«Пусть сожрут свою бумажку!» – издевательски посмеивался Омар Башир по поводу ордера МУС. Судьба, однако, повернулась нежданно – чего он не предвидел. Но для того, чтобы диктатор предстал перед международным судом, понадобилось его свержение силами самих суданцев. Никак иначе. И не наоборот.
Артём Михайлов, специально для «В кризис.ру»