Беспросветному «времени малют» соответствует до гротеска унылая и вязкая избирательная кампания (назовём условно «выборами» ритуальное действо, предстоящее в конце недели). Но случаются иногда неожиданные прорывы надежды и энтузиазма. Как в 197-м Кунцевском округе Москвы. Жители восьми районов – это бóльшая часть Западного АО – избирают депутата Госдумы. Пока что в парламентском кресле от округа сидит представитель ЕР, что, подумать только, многих не устраивает. И вот, избиратели принимают меры.

Территория довольно разнородна по социальным характеристикам населения. Есть элитные ещё с советских времён вкрапления типа цековских домов в Кунцево или в начале Кутузовского проспекта. Есть остатки городов, посёлков и деревень, которые были самостоятельными населёнными пунктами до включения в черту Москвы в 1960 году (со сменившимся во многом населением). Есть микрорайоны «хрущёвок» и панельных шестнадцатиэтажек брежневского периода. В округе находятся несколько вузов, включая МГУ, с их общежитиями. В целом эта часть столицы выглядит гораздо благополучнее пролетарского юга и юго-востока. Относительно хороша по московским меркам экологическая обстановка – благодаря значительной площади зелёных зон и благоприятной розе ветров.

И при всём том округ считается оппозиционным по настроениям избирателей. Хотя степень оппозиционности не стоит преувеличивать. Единорос Вячеслав Лысаков в 2016 году выиграл здесь выборы, получив меньше 30% голосов. Во всей ЕР хуже результат был только у бывшего главсанврача Геннадия Онищенко в соседнем Тушинском округе.

На муниципальных выборах 2017-го «Единая Россия» завоевала 41 место из 80. Заметно хуже средних результатов по Москве. В одном из районов ЕР не получила ни одного мандата. «Яблоко» и КПРФ, напротив, показали там результаты выше средних: соответственно 18,2% и 9,1% своих московских мандатов (количество муниципальных депутатов в районах округа составляет 5,4% от всей столицы).

Сложнее оценивать результаты выборов 2019 года в Московскую городскую думу. Тут округа нарезаны с включением соседних территорий. В результате произошёл раздел между ЕР (42,7% в округе № 41) и КПРФ (44,1% в округе № 42). Впрочем, Москва-2019 – вообще тема особая, здесь главные события произошли не у урн, а на улицах.

На старте нынешней кампании округ смотрелся как очень привлекательная и в чём-то символическая добыча. И для власти, и для оппозиции. Что, несомненно, одна из причин, почему «Единая Россия» решила двинуть туда тяжеловеса – медийно раскрученную личность с узнаваемым телевизионным лицом. Это телепропагандист Евгений Попов, соведущий агрессивно-скандальной программы «60 минут». Или, скажем проще и понятнее, муж Ольги Скабеевой (прославленной бьющими через край симпатиями к запрещённой в России террористической организации Талибан). Так, собственно, Попов и начинал кампанию, позиционируясь не столько как кандидат правящей партии, сколько как «муж Скабеевой».

Но, как ни странно, список кандидатов Поповым не ограничивается. В округе зарегистрированы двенадцать кандидатов разной степени известности. Стоит назвать популярного блогера-предпринимателя Дмитрия Потапенко (от Российской партии свободы и справедливости) – снят с выборов, как говорят злые языки, чтобы не оттягивать голоса от Попова. Хотя Потапенко известен как жёсткий критик экономической политики властей, его потенциальные избиратели по своим социальным ориентациями близки к электорату единоросса. Баллотируются два бывших депутата Госдумы – Дарья Митина от «Коммунистов России» и Александр Тарнавский от «Справедливой России». Выдвинут шахматист Игорь Глек.

Но примерно к середине кампании высветились наибольшие шансы менее известных кандидатов. Соответственно, едва ли не главная интрига в округе связана с вопросом, кто из них будет поддержан «умным голосованием». Первый – функционер «Яблока» Кирилл Гончаров. По некоторым инсайдерским данным, негласно поддерживаемый московской мэрией. Это, кстати, тоже одна из интриг кампании, но уже в Москве в целом: в нескольких округах идёт подспудное соперничество между администрацией президента и группой Собянина.

Второй – Михаил Лобанов. Доцент мехмата МГУ, один из учредителей и член Центрального совета профсоюза «Университетская солидарность». Несколько неожиданно выдвинут от КПРФ. Лобанов не только не член партии Зюганова, но далёк от неё по взглядам. Называет себя демократическим социалистом и действительно таковым является.

Биография Лобанова не самая типичная для российского политика. В социальной жизни он прежде всего низовой активист. С его именем связана деятельность Инициативной группы студентов, аспирантов и преподавателей МГУ, целый ряд внутриуниверситетских кампаний. Он был среди организаторов научно-образовательных колонн на шествиях 2012 года. Участник градозащитных и экологических выступлений в районе Раменки, где расположен главный комплекс МГУ.

За общественную активность Лобанова дважды пытались уволить из МГУ. Один раз не желали продлевать трудовой договор, второй – прозрачно намекали членам учёного совета, что не стоило бы избирать Михаила на должность доцента. Тут надо напомнить, что в России вузовские преподаватели являются одной из самых прекарных групп наёмных работников. Они работают по срочным трудовым договорам и должны регулярно проходить через непрозрачные и манипулируемые начальством конкурсные процедуры. Но оба раза общественная поддержка, бесспорный научный профессионализм и личное обаяние позволили Лобанову сохранить рабочее место.

Несомненно повлияли на выдвижение Михаила Лобанова специфические отношения мехмата с КПРФ. На факультете работают два действующих члена ЦК: Иван Мельников (биографию которого, что не стоит забывать, пятнает причастность к антисемитской политике при приёме абитуриентов в советские годы) и Николай Волков. Заведующий кафедрой, где работает Михаил, академик Борис Кашин был членом ЦК до последнего съезда. Но оппозиционность Кунцевского округа не является прокоммунистической. Чисто партийный кандидат с узко партийной программой вряд ли имел бы здесь шансы.

Кампания команды Лобанова, сильно выделяется на общем фоне. Не технологиями. Они-то достаточно стандартны. Кубы, ставшие популярными с подачи Алексея Навального, встречи во дворах, печатная агитация, активное использование интернета.

Изюминок три.

Первая – привлечение максимального числа сторонников общедемократической платформы. Отстаивание политических свобод, отмена репрессивных законов, требование освобождения политзаключённых. Михаил активно участвовал в защите Азата Мифтахова. Расширение прав местного самоуправления. Социальные требования: права профсоюзов, доступные и качественные образование и здравоохранение, защита культурной и природной среды. В этом единстве борьбы за политическую свободу и социальные права – перспектива победы над диктатурой в нашей стране.

Вторая – опора на активистов, а не наёмных политтехнологов и аполитичных исполнителей. Согласитесь, есть разница между нанятым за денежку человеком, который стоит на кубе, но мало что знает о кандидате и программе, которая ему безразлична – и мотивированным активистом, который может увлечённо рассказать, зачем кандидат идёт в Думу, чего будет там добиваться. Вокруг Лобанова объединились активисты нескольких небольших левых организаций. Его поддерживают многие муниципальные депутаты. В кампании участвуют члены профсоюзов – «Университетской солидарности», «Учителя», профсоюза работников здравоохранения «Действие», профсоюза «Курьер». Своего рода прообраз широкой социально-политической коалиции.

Третья – содействие самоорганизации жителей округа здесь и сейчас для решения местных проблем солидарными действиями. Где-то для давления на власти разного уровня. Где-то для самостоятельного решения проблем помимо властей. Представляется, что это и есть самая главная и самая продуктивная часть кампании. Если кандидат избирается, он не станет висящей в воздухе марионеткой, всецело зависимой от руководства фракции. У него есть на кого опереться. А у избирателей есть сетевая структура, чтобы контролировать избранника и постоянно держать в курсе происходящего в округе. Но и в случае проигрыша – эти местные сети сами по себе результат. Более важный, чем несостоявшаяся победа.

Существенно, что кандидат не зависит финансово от крупных спонсоров. Относительно небольшое поступление на избирательный счёт пришло от КПРФ. Маленький донат смог выделить профсоюз «Университетская солидарность» (увы, организация бедна, но чем смогла, помогла). Но основной источник поступлений – иногда совсем маленькие, иногда побольше пожертвования от граждан. Не только жителей округа. Помогают сочувствующие из других районов Москвы и даже не москвичи.

Все мы прекрасно понимаем, чего стоят эти «выборы» в нашей политической жизни. Однако наличие в Государственной Думе хотя бы нескольких независимых от истеблишмента депутатов может дать некоторые возможности. Депутатский запрос. Встречи с избирателями как суррогат фактически запрещённых митингов. Вытаскивание задержанных. Поездки по стране. Оплачиваемые помощники, которыми могут быть те же профсоюзные юристы и организаторы. То есть – продолжение всё той же работы по созданию ткани общественной солидарности и самоорганизации.

Но надо понимать: власти этого не допустят. Такой депутат должен быть готов к провокациям, запугиванию, подкупу и в итоге к почти неизбежной потере мандата. Но это нормальные риски несистемного политика, если он считает целесообразным использовать возможности системы.

В заключение два эпизода о надежде и энтузиазме.

Некая девушка переехала в прошлом году из Москвы в Петербург. Ненадолго приехала в августе в Москву, решила из интереса посмотреть на кампанию Лобанова. И… решила остаться участницей.

За две с небольшим недели до голосования стало ясно, что текущих поступлений на избирательный счёт не хватает для финишного спурта. Лобанов на интернет-ресурсах распространил несколько паническое заявление с просьбой активнее жертвовать. В этом был немалый риск: люди могли воспринять это как несерьёзность: «Что ж вы, не могли предвидеть, что ресурсы особенно понадобятся под конец кампании? Политики, блин…» Но призыв оправдал себя – за сутки счёт пополнился более чем на 1,2 млн рублей. Тоже своего рода рекорд в рамках избирательной кампании.

Девиз профсоюза, активистом которого является Михаил: «В борьбе обретём мы право своё!» И для кандидата это не пустые слова.

Павел Кудюкин, специально для «В кризис.ру»