Ушёл из жизни 87-летний Сергей Филатов, видный политик и государственный деятель середины 1990-х, сообщает ТАСС. «Немолодой, седоватый, спокойный и деловой. Без выпендрёжа, без лишней активности, без саморекламы. Некий обобщённый образ русского интеллигента», – вспоминает петербургский экономист и либеральный публицист Дмитрий Травин.
Родился Сергей Александрович в семье советского поэта. Сам, однако, пошёл скорее в «физики», нежели в «лирики» – окончил Московский энергетический институт, работал на металлургических комбинатах (в том числе на Кубе), заведовал лабораторией и отделом во Всесоюзном НИИ металлургического машиностроения.
В год XX съезда Филатову исполнилось двадцать. Его личностное становление пришлось на времена Оттепели. Во второй половине 1980-х советская интеллигенция в массе своей поддержала Михаила Горбачёва, с энтузиазмом включилась в Перестройку. Сергей Филатов непосредственно шагнул в новую политику. В 1990 году он был избран в Верховный Совет России (тогда ещё РСФСР). Активно поддержал президентское избрание Бориса Ельцина. Участвовал в августовской обороне российского «Белого дома». С конца бурного 1991-го занял пост первого заместителя председателя Верховного Совета.
К радикальным демократам Сергей Филатов поначалу не причислялся. Несомненный сторонник ельцинско-гайдаровских реформ, он пытался найти какой-то компромисс с консервативным депутатским большинством. Однако логика реформаторской позиции привела к разрыву. В январе переломного 1993-го Филатов оставил парламент и был назначен руководителем администрации президента России. При его участии этот орган резко усилился во влиянии и был упомянут в Конституции.
На посту главы администрации Сергей Филатов сменил Юрия Петрова – представителя «обкомовской» части ельцинского окружения. Замена символизировала радикализацию курса. Филатов сыграл серьёзную роль в противостоянии с Верховным Советом, вплоть до вооружённого столкновения 3–4 октября 1993-го. За это «красно-коричневые» оппозиционеры Филатова ненавидели люто, с мистическим пафосом (особенно за улыбчиво-интеллигентный имидж). Не жаловали его и оппозиционеры «яблочного» толка, упрекали в жёстком ельцинизме, в запутанности политики на чеченском направлении и много в чём ещё. Довольно типичная участь интеллигента, занявшего чёткую позицию.
В январе 1996-го, на фоне очередного консервативного поворота, Филатов оставил президентскую администрацию. (Характерно, что в те же дни в очередной раз покидал правительство Анатолий Чубайс.) На место Филатова был назначен Николай Егоров, неразрывно связанный с началом первой чеченской войны. Но политическая деятельность Филатова тогда не прекратилась. Он был одним из руководителей предвыборной кампании Ельцина 1996 года. В своих выступлениях Филатов призывал не не принимать всерьёз «примирительную» фразеологию Геннадия Зюганова, не верить в трансформацию российской компартии по восточноевропейским образцам: «За руководителями КПРФ стоят радикальные фигуры, стремящиеся к реваншу». Переизбрание Ельцина было достигнуто при значительном вкладе Филатова.
С того времени Филатов не участвовал в государственной политике, но был заметен в общественной жизни. Возглавлял Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, состоял в Союзе журналистов России, председательствовал в Союзе писателей Москвы. В марте 2014 года подписал обращение «Против войны, против самоизоляции России, против реставрации тоталитаризма»: «Мнение интеллигенции, не согласной с политикой, проводимой властями в создавшейся ситуации, должно быть выражено более чётко и звучно». Что из этого получилось, вопрос другой. Сергей Филатов свою позицию обозначил и остался ей верен.