Состоялись выборы в Палату представителей парламента Японии. Именно нижняя палата формирует правительство и определяет законодательство. Главный итог голосования: правящая Либерально-демократическая партия утрачивает абсолютное большинство. Избиратели выразили массовое раздражение элитными скандалами и ростом дороговизны. Проявились и опасения из-за напряжённости с Китаем.

Выборы проводились досрочно. Новый председатель ЛДП Сигэру Исиба рассчитывал выиграть на волне обновления, которую поднял своим бунтарским динамизмом. Но расчёт не оправдался. На памяти избирателей оставалось премьерство Фумио Кисиды, завершившееся коррупционными обвинениями.

Циклические трудности японской экономики, разумеется,  не удалось преодолеть за три недели премьерства. Националистическая и антикоммунистическая жёсткость Исибы, его готовность к противостоянию мощной экспансии КНР, чаще избирателей пугала, нежели взбадривала. Японцы ведь сильно «перевоспитаны» после поражения во Второй мировой и атомной бомбардировки. И потом, почти 90% опрошенных избирателей обосновывали голосование экономически: цены, зарплаты, налоги. Идеология и международная политика отступили на второй план. Как минимум.

Консервативно-либеральная ЛДП правила почти всю вторую половину XX века и почти всю первую четверть века XXI-го. При любом отношении к текущему курсу, это самая компетентная и популярная партия. Исторически «японское чудо» пришлось на правление ЛДП. Партийные структуры глубоко укоренены на всех этажах и витках общественной эстакады. Даже потеряв семь десятков мандатов, фракция ЛДП остаётся крупнейшей в палате: 191 депутат. Но правительственное большинство требует 233 мандатов.

На втором месте Конституционно-демократическая партия (КДП) – 148 мандатов. В былые годы главными конкурентами ЛДП выступали слева социалисты. Но СПЯ не пережила СССР. Теперь на этой позиции социал-либералы КДП. Претендующие сменить либерал-демократов у правительственного руля.

Третьего результата добилась Японская инновационная партия (ЯИП) – консервативно-популистская, правее ЛДП: 38 мандатов. Правоцентристская Демократическая партия для народа (ДПН) будет иметь 28 мест. Следом – буддистская Комэйто (Партия чистой политики), надёжные партнёры ЛДП – 24 депутата.

Леворадикальная Рэйва Синсэнгуми («Силы самурайской защиты») будет представлена 9 депутатами. Это, кстати, некоторый рост, отражающий социальное недовольство. Коммунистическая партия Японии получила 8 мандатов – некоторый спад в пользу «самурайских защитников». Социал-демократическая партия, Консервативная партия и партия Сансейто («Сделай себя сам!») провели от 1 до 3 депутатов.

Отнюдь не обязательно ЛДП уйдёт теперь в оппозицию. Опыт показывает – правительства без этой партии как-то недолговечны. Но придётся искать компромиссы для формирования коалиции. Союза с Комэйто теперь арифметически не хватит. Идеологически подошли бы «инноваторы», но ЯИП строила политическую кампанию на антикоррупционности, а это однозначно камень в огород ЛДП. Проще договориться с ДПН – непрочное, но большинство. Могут подключиться и три депутата-консерватора.

Однако для такой коалиции придётся согласовывать с разногласия по экономической политике. ДПН выступает за снижение налога с продаж. Хотя бы временное, пока зарплаты не пойдут в устойчивый рост. И против повышения учётной ставки Банка Японии.

Роман Шанга, специально для «В кризис.ру»