Саммит Европейского политического сообщества – собрание государственных руководителей стран Старого континента – завершён сегодня в Будапеште. В СМИ распространились тезисы выступления президента Украины Владимира Зеленского. Президент Украины получил слово вторым после премьер-министра Венгрии. Можно даже считать, что первым – поскольку Виктор Орбан своим выступлением ритуально открывал саммит.

Ключевая установка Зеленского: Украина не намерена сдаваться, даже если сдачу именуют «прекращением огня» или «заморозкой конфликта». Прекращение огня без гарантий безопасности означало бы оккупацию Украины, сказал президент. Именно – Украины, а не территорий, на данный момент захваченных войсками РФ. Потому что цель путинского Кремля – установление политического контроля, подавление Украинской революции, зачистка последствий Майдана. Именно для этого начата война, причём не в 2022-м, а в 2014 году. О чём сам Путин давно уже прямо сказал и повторяет вновь.

«Сначала прекращение огня, потом посмотрим» – опасная риторика, отмечает Зеленский. Он рассказал о своём разговоре с избранным президентом США Дональдом Трампом, назвал разговор отличным. Но: «Я верю, что Трамп хочет быстрого решения, но это так не работает». Будущие переговоры Киева с Вашингтоном должны быть более предметными.

Иначе говоря, президент Украины вновь отверг попытки склонить страну к сговору на путинских условиях. По факту отклонён призыв Орбана к переговорам «без предварительных условий». Серьёзные вопросы адресованы и Трампу. Характерно, что выступление украинского президента не выложено в официальном стриме саммита. Венгерский оргкомитет объяснил это «непубличностью» речи Зеленского. Что уже опровергнуто из Киева.

Будапештский саммит собран в экстренном порядке. Евролидерам надо определяться на будущее в свете возвращения Трампа. Символично место проведения. Глава правительства Венгрии олицетворяет европейский трампизм. Три дня назад такая позиция была маргинальна. Сейчас это мейнстрим.

Активным союзником Украины позиционировался президент Франции Эмманюэль Макрон. В интересах Европы не допустить кремлёвской победы, сказал он (очевидные вещи звучат уже откровением). Французский президент, развивая традицию генерала де Голля, призвал к самостоятельной европейской активности в делах обороны. Нельзя зависеть от американского «аутсорсинга». Можно добавить: тем более при Трампе. Хотя практически все церемониально выразили надежду на дальнейшее сотрудничество Евросоюза с Америкой.

Отдельно звучала в Будапеште грузинская тематика. Франция, Германия, Польша настаивают на расследовании «многочисленных нарушений», которыми правящая «Грузинская мечта» удержалась у власти на выборах 26 октября. Иначе «не смогут поддержать движение Грузии к вступлению в ЕС». Думается, грузинский премьер Ираклий Кобахидзе не очень этим обеспокоился. Авторитарное ужесточение «Грузинской мечты», полагают осведомлённые наблюдатели , как раз и ставило целью затормозить евроинтеграцию, сохранить пространство для манёвра между Европой и Россией.

На саммите Кобахидзе был подчёркнуто близок с Робертом Фицо. Кто-кто, но уж премьер-министр Словакии претензий к «мечте» не имеет.

Европейское политическое сообщество создано в 2022 году. Задумано было как ответ Европы на переход путинской войны против Украины в массированную фазу. Входят почти все страны Европы и Закавказья. Два исключения понятны – путинская РФ и лукашенковская Белоруссия.