В Вологде закрылись три алкомаркета, в Череповце — уже двадцать. К 1 марта ожидается закрытие 70% точек продажи алкоголя во всей Вологодчине. Происходит это от того, что, согласно новому региональному закону, алкоголь в рабочие дни магазины будут продавать только с полудня до двух часов дня. Зато в День защитника Отечества можно отовариваться с восьми утра до одиннадцати ночи.
Эта инициатива продвинутого вологодского губернатора Филимонова получила огласку аккурат в те дни, когда он анонсировал открытие в Вологде памятника Сталину. Довольно-таки странно. Вождь всех времён и народов отнюдь трезвенником не был и другим не запрещал. Более того, всячески поощрял. Не только на совместных попойках ближнего круга. «Откуда взять деньги? — вопрошал он Молотова в 1930-м, и тут же, как обычно, сам отвечал на заданный вопрос: — Нужно отбросить ложный стыд и прямо, открыто пойти на максимальное увеличение производства водки на предмет обеспечения действительной и серьёзной обороны страны. Имей в виду, что серьёзное развитие гражданской авиации тоже потребует уйму денег, для чего опять же придётся апеллировать к водке».
Вроде бы сейчас более чем актуально. Но понимание военных нужд и преемственность традиции сохранили только два левых депутата Законодательного собрания Вологодской области — от КПРФ и «СР-ЗаП». Коммуниста понять вполне можно. Рассуждения его понятны и просты: вот-де при Сталине пили, и всё было хорошо, а Горби вёл сухой закон – и на тебе – снесли весь коммунизм к чертям… Сложнее со справедливцем-прилепинцем. Верней всего, он исходил из того, что пьяницу быстрей можно уговорить отправиться на войну и семья не будет возражать, а с трезвым возись ещё, уговаривай… Один депутат воздержался. Его политическая принадлежность не известна — кроме традиционной четвёрки, в вологодском ЗакСе представлена Партия пенсионеров. Одним депутатом. Поэтому закон прошёл с большим скрипом. За него проголосовало всего 24 областных депутата из 27.
Закрыты магазины «Бристоль» и «Красное & Белое». Они входят в холдинг Mercury Retail Group — это один из крупнейших российских ритейлеров с продуктовой розничной сетью из 13,5 тысяч магазинов формата «алкоголь у дома». Филимонов не скрывал, что кампания ограничения торговли алкоголем направлена прежде всего против этого виноторговца. По его данным, за три года их стало втрое больше. В 2021-м в Вологодской области насчитывалось всего 164 магазина обоих сетей. А в 2024-м стало 158 магазинов «Бристоль» и 171 магазин «Красное & Белое». Эту динамику губернатор назвал «страшной». Заодно подкрепил свои подсчёты любопытными данными: Вологодчина занимает 71 место в федеральном рейтинге трезвости регионов.
И всё-таки закрадывается некоторое подозрение по поводу чистоты намерений и бескорыстия Филимонова.
Во-первых, его указ не касается общепита. Там можно начинать наливаться с самого открытия и до последнего посетителя. Это же относится к… театрам. Странно, что не музеям. Впрочем, в законе упомянуты некие буфеты, где наливать тоже разрешено. Надо думать, по крайней мере, в доме-музее Сталина всё-таки наливают. Кто ж туда добровольно пойдёт, если без буфета? Зато теперь, наверно, будет постоянная давка.
Во-вторых, никто не запрещал курьерскую доставку алкоголя. Она в Вологодской области весьма бурно развивается и прочно привязана к службе такси. Несколько фирм, как выяснилось, уже сошлись в смертельной схватке за место в этом бизнесе.
Ну и самое главное. Никто не запрещал продажу и создание так называемых «домашних спиртзаводов». Проще говоря, самогонных аппаратов. Спрос на это оборудование уже вырос на 15%. К весне, полагают знатоки вологодского рынка сбыта, потребность в самогонных аппаратах, когда закон вступит в силу, будет зашкаливать.
Кстати, эта идея тут же была подхвачена в Петербурге. Депутаты городского Законодательного собрания срочно создали рабочую группу для разработки списка дополнительных требований к продаже пива, сидра и медовухи. А также сокращения времени продажи других искромётных напитков. Но неожиданно малоосведомлённый путинский пресс-секретарь высказался по поводу филимоновской инициативы с некоторой прохладцей. Работа петербургской антиалкогольной группы быстро увяла. Да и то сказать: аромат самогона на улицах культурной столицы как-то не комильфо…
Акулина Несияльская, специально для «В кризис.ру»