Совет директоров Центрального банка РФ на сегодняшнем заседании снизил ключевую ставку с 21% до 20% годовых. Это первое опускание планки кредитования с сентября 2022 года. «Текущее инфляционное давление, в том числе устойчивое, продолжает снижаться. Российская экономика постепенно возвращается к траектории сбалансированного роста», – говорится в заключении ЦБ. Несмотря на среднесрочное преобладание проинфляционных прогнозов над дезинфляционными.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина положительно оценивает прежние решения: «Эффект транслируется в экономику и обеспечивает торможение инфляции. Наш подход к снижению ставки требует большой осторожности». Основные проинфляционные риски связаны с «более длительным сохранением отклонения российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста». В переводе на общедоступный речь идёт о высоких инфляционных ожиданий и ухудшении внешнеторговой конъюнктуры. Первое вызвано общесоциальной нестабильностью, второе – международными санкциями, то и другое восходит к единой первопричине – войне путинской РФ против Украины. О чём, разумеется, в заключении ЦБ не сказано ни слова.
Весь прошлый год «турбопатриоты», недовольный бизнес и чиновные оппоненты яростно критиковали Набиуллину за высоту ключевой ставки, тормозящую экономический рост. Особенно отличился «справоросс» Сергей Миронов, обвинявший Набиуллину чуть не в госизмене в пользу Малави. Мироновский бред значения не имеет, но смягчить кредитную политику настойчиво предлагали влиятельные в экономическом блоке министры – Антон Силуанов (финансы) и Максим Решетников (экономразвитие). «Готов поспорить, что ставка ЦБ будет снижена. Мы видим признаки плавного охлаждения экономики, замедления инфляции», – веско предварил сегодняшнее заседание руководства ЦБ президент ВТБ Андрей Костин.
Глава РФ Владимир Путин, явно довольный качеством сислибских услуг (квалифицированные экономисты либерального розлива служат режиму куда успешнее силовиков), ограждает Набиуллину от неприятностей. Но директивно ставит задачи. Снижение ставки, удешевление кредита, хотя бы на символическом уровне имеет для кремлёвки важное политическое значение.
