Минимум 11 человек убиты на золотом руднике Ндассима в Центральноафриканской Республике (ЦАР), информирует Associated Press. Произошло это ещё в среду, но публичная информация появилась только сегодня. Рассказали о резне на руднике местные жители и сотрудники гуманитарных миссий. «Жаль, что нет права на жизнь», — сказал Серж Пунематчи, отец одного из погибших. Едва ли кто удивлён, что по факту рудник принадлежит структуре, завязанной на российскую ЧВК «Вагнер».

Охранники рудника открыли огонь. Как в советских агитках об ужасах белого владычества. Формально погибшие нарушали порядок. Местным жителям запрещено заходить на территорию предприятия. Они зашли. Искали отходы золотодобычи и гравий на продажу. Такова жизнь в ЦАР — трудно заработать чем-то другим. Вроде «острова свободы» — кубинцы тоже сплошь и рядом живут продажей свинченных металлоизделий (на этом погиб Гензель Эрнандес). Куба ведь, подобно ЦАР, из немногих в мире союзников путинской РФ. Откуда бы иначе взялся «Вагнер» в Центральной Африке.

Ндассима — единственное в ЦАР предприятие золотодобычи. Стоимость оценивается в $1–1,28 млрд. Расположен рудник на востоке страны, примерно в 450 километрах от столицы Банги. Первоначальным разработчиком являлась канадская компания Axmin Inc. В ходе гражданской воны 2010-х рудник был захвачен мусульманскими повстанцами «Селека». Владельцев изгнали. Несколько раз, по ходу гражданской войны, золотоносная шахта переходила из рук в руки. В 2020 году, когда у власти давно утвердился Фостен-Арканж Туадера с его «Объединёнными сердцами», предприятие получила компания Midas Ressources. Аффилированная с ЧВК «Вагнер».

«Вагнеровцы» установили режим, в полной мере соответствующий представлениям об ужасах колониализма. Сообщения об убийствах поступали и прежде. В ЦАР ведь продолжается вооружённая борьба за власть. В том же 2020-м была создана боевая Коалиция патриотов за перемены. Перемены видятся как свержение российского союзника Туадеры. Соответственно, «вагнеровцы» регулярно проводили жёсткие чистки. Политическая власть Туадеры — залог экономической прибыли «Мидаса» и процветания «Вагнера». Евгений Пригожин отлично понимал элементарное. И умел отстаивать собственные интересы, до поры совпадавшие с путинскими и туадеровскими.

После гибели кремлёвского повара, возомнившего о себе, его афроконкистадорские проекты перехватывает Минобороны РФ в лице «Африканского корпуса». Но из ЦАР пригожинских наследников, вероятно, выбьют в последнюю очередь. Режим Туадеры, путинский плацдарм на Чёрном континенте, ни дня не просуществует без военного подпирания из Москвы. Сам же Туадера особенно благодарен именно «вагнеровцам». Вплоть до своей личной охраны. Отсюда и эксклюзивные права «вагнеровского» бизнеса.

Щедрость Туадеры к Пригожину приводила к политическому кризису в ЦАР. Велось парламентское расследование экономических соглашений президента с российской компанией. ЦАР ведь не совсем РФ, парламент там есть. Ослабленный в полномочиях, но с оппозицией. Которая не пропустит убийства соотечественников на иностранной золотодобыче.

В настоящее время Axmin Inc контролирует китайский капитал. Компания заявляет свои права на Ндассиму. Идёт юридическая тяжба с Midas Ressources (кстати, структурой подсанкционной из-за связи с «Вагнером»). Надо полагать, рано или поздно китайские инвесторы отожмут свои права. Но в принципе, вопросы с «Вагнером» решаются не в судах. Как это делается, год назад показали повстанцы-туареги из Мали. Вот оттуда «вагнеровцы» уходят. А из ЦАР пока не собираются.

Кровавое побоище на золотом руднике, по всем правилам социал-дарвинизма и расизма, наглядно демонстрирует, чего стоят кремлёвские реверансы перед «глобальным Югом» вообще и Чёрным континентом в частности. Не стоит, однако, подозревать в наивности африканских партнёров Путина. Понимают всё сами, не хуже Туадеры. Сближаются по классовой близости. Но формируется и другой союз. Туареги не скрывают боевого сотрудничества с украинским ГУР.

Сергей Казанов, специально для «В кризис.ру»