За последние пять лет финансирование исследований старения в России выросло в восемь раз. Российский научный фонд направил на эту тему 172 миллиона рублей — против 21 миллиона в предыдущем пятилетии. По подсчётам «Новой Европы», реальная сумма может быть ещё выше.

Но дело не только в биологии. За этим резким ростом — явный политический акцент. Попечительский совет РНФ возглавляет Андрей Фурсенко, близкий друг Путина. И именно в 2021—2023 годах фонд одобрил 34 из 43 проектов, связанных со старением. В 2016—2020 таких было всего семь.

Размер грантов тоже подрос: с 3—6 миллионов рублей в 2017 году до 4—7 миллионов ежегодно в 2024-м. Плюс возможность их продления на один-два года — наука стала чуть ли не стратегической.

В 2025 году фонд добавил ещё пять проектов по теме старения. Темп говорит сам за себя: долголетие стало приоритетом. Но вопрос теперь не только научный — а политический.

Похоже, стареющий Путин действительно верит, что может жить вечно. Об этом он уже говорил с товарищем Си — своим ровесником и коллегой по авторитарному цеху — во время парада в Пекине. И вряд ли это была случайная утечка. Не тот уровень, чтобы китайские власти просто так позволили просочиться деталям приватного разговора. Скорее — сигнал. Тираны нацелились на вечность. Уподобляясь богам.

Что касается коммунистического товарища Си — вероятно, атеиста-безбожника — с него взятки гладки. А вот православный Путин… После тысяч убитых украинцев, сирийцев и россиян, остаётся только одно — максимально оттянуть встречу с Всевышним. Он ведь вроде бы исповедует православие. Или, по крайней мере, вбивает его в головы россиян. Но даже по меркам московского православия — это грех гордыни. Смертный грех.

И если свечка в храме Христа Спасителя — это ритуал, то маралья кровь и шаманские камлания — уже стратегия. Видимо, он догадывается: на том свете его вряд ли встретят с цветами.

Варвара Кайманова, специально для «В кризис.ру»