Коллегия Приморского краевого суда подтвердила право Федеральной службы судебных приставов (ФССП) списать тысячу рублей с абонентского счета сотового телефона частного предпринимателя в пользу Фонда социального страхования (ФСС), пишет газета "Ведомости". Ранее аналогичное решение было принято Михайловским районным судом. Таким образом, суд впервые разрешил приставам списать долг с абонентского счета.
Иск был подан к сотовому оператору ЗАО "Акос", "дочке" "Дальсвязи", который теперь должен будет перечислить со счета своего абонента тысячу рублей в пользу ФСС. Впрочем, в законах не определен порядок того, как следует списывать средства со счета абонента. Компания уже подала надзорную жалобу в президиум Приморского краевого суда. Согласно заявлению приморского управления ФССП, денежные средства были внесены абонентом "Акоса" в качестве аванса за услуги и в случае списания не принесут оператору никакого ущерба.
Ранее сотовому оператору МТС удалось выиграть судебный спор с приставами в Карелии. Согласно решению суда, с момента передачи денег абонентом сотовому оператору, они становятся собственностью последнего. При этом абонент имеет право требовать или оказания предоплаченных услуг, или возврата денег.
В конце августа 2009 года ФССП запустила эксперимент, в рамках которого долги с неплательщиков взыскиваются путем списания денег со счетов их сотовых телефонов. При этом сотовые операторы "большой тройки" (МТС, "Вымпелком" и "Мегафон") и Министерство связи и массовых коммуникаций заявили, что действия приставов идут вразрез с российским законодательством. В частности, операторы не имеют права разглашать информацию об абонентах. В Минкомсвязи считают, что счета абонентов нельзя приравнивать к расчетному или банковскому счету.
В середине сентября Минкомсвязи отказало ФССП в доступе к абонентским базам сотовых операторов. По оценке ведомства, операторы могут предоставить ФССП данные об абонентах только с их письменного согласия. Сведения об абонентах являются конфиденциальной информацией, а ФССП не имеет к ним доступа, так как не обладает полномочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность.