Одной из наиболее обсуждаемых тем политической и экономической элитой России в ближайшие месяцы станет энергоэффективность. Она будет включена в повестку Госсовета при президенте России, который, как ожидается, пройдет 2 июня, а также в программу международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Похвастаться российским чиновникам пока нечем: принимаемые меры — точечные, закон об энергосбережении все еще не принят. Между тем, по мнению экспертов, меры по повышению энергоэффективности правительству необходимо включить в антикризисный план как основу для перевода экономики на инновационные рельсы.

Российская экономика является одной из самых энергоемких в мире. По оценкам IFC, Россия могла бы сэкономить 45% потребления энергии, что сопоставимо с годовым объемом использования энергии Францией. Однако добыча нефти и газа падает. Российская энергетика уже не справляется с обеспечением внутреннего спроса: в ряде регионов зафиксирован дефицит электроэнергии при пиковых нагрузках в зимний период. До сих пор выбор был в пользу более прибыльных экспортных рынков. Согласно оценкам Энергетической стратегии России на период до 2020 года, вклад структурных факторов энергосбережения сможет компенсировать около половины необходимого прироста энергопотребления. Расточительность российской экономики обходится сейчас в 84—112 млрд долл. в год недополученных доходов от экспорта нефти и газа, подсчитали в IFC. Прогнозируемый дефицит добычи природного газа (35—100 млрд куб. м к 2010 году) может быть легко восполнен за счет энергоресурсов, высвобождаемых в результате повышения энергоэффективности.

В июне 2008 года президент Дмитрий Медведев подписал указ «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», который предусматривает снижение к 2020 году энергоемкости ВВП России не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. Однако системные меры по его реализации не предпринимаются: закон о повышении энергоэффективности не принят. Такая непоследовательность идет вразрез с амбициозными целями России: энергоэффективность могла бы стать опорной точкой в переводе экономики на инновационные рельсы. «Инновации и эффективность — синонимы: только за счет качественного обновления экономики можно повысить эффективность, — отмечает гендиректор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев. — Достойно выйти из кризиса мы можем только за счет качественного обновления производств, а не за счет использования старых технологий».

Меры по повышению энергоэффективности должны быть включены в антикризисный план правительства, считает Валерий Миронов из Центра развития: «В план Обамы включены затраты на новые виды энергии, на инновации. Если мы не отказываемся от инновационного развития, надо ввести такой раздел и, например, поддерживать те предприятия, которые повышают энергоэффективность». Антикризисный план США предусматривает выделение 30 млрд долл. на развитие отрасли экологически чистой энергетики: за три года использование ветровой энергии будет увеличено в 2 раза. На такую же сумму за пять лет Япония профинансирует НИОКР в области энергосбережения. Европейские страны к 2020 году планируют увеличить энергоэффективность своих экономик еще на 20%.

Одна из самых «эффективных» стран в ЕС — Финляндия, занимающая первое место в мире по использованию биоэнергии. В Финляндии самые низкие в мире выбросы углекислого газа на 1 кВт ч энергии. К 2020 году с нынешних 4% доля используемой финнами возобновляемой энергии вырастет до 38%. Уже действует национальная программа по разработке новых технологий производства биотоплива второго поколения на основе древесных отходов. Правительство разрабатывает дополнительные стимулы для предприятий по повышению их энергоэффективности: субсидии на покупку новых технологий, налоговые льготы. Пропаганда энергосбережения на фоне высоких тарифов на энергию изменила мышление финнов, старающихся экономить ресурсы и использовать только экологичную продукцию. Многие из них в своих домах используют гибридное отопление (грунтовое тепло, солнечная энергия, биотопливо, тепло воздуха).

Благодаря горизонту планирования, исчисляемого десятилетиями, планы по повышению эффективности экономики и снижению ее зависимости от невозобновляемых источников энергии не зависят от текущей ценовой конъюнктуры. «Эта тема открывает огромные коммерческие возможности, которые надо помочь реализовать», — рассказывает управляющий директор Ассоциации экологических предприятий Катри Пенттинен. По ее словам, жесткие законодательные нормы требуют функционирования предприятий с учетом экологических ограничений. Например, все финские предприятия включены в систему обработки отходов. «Отходы должны использоваться в качестве материалов или источников энергии. Если это невозможно, то только тогда направляться на свалку», — рассказывает г-жа Пенттинен. Сейчас на свалку отправляется 60% отходов, через семь лет показатель упадет до 20%, уверена она. Курс на энергоэффективность и экологичность позволили Финляндии стать одним из лидеров в производстве и экспорте чистых технологий и прорывных инновационных решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *