Минэкономразвития (МЭР) пересмотрело свой прогноз на 2009 год и составило новый на 2011 и 2012 годы. Промпроизводство и торговля упадут гораздо глубже, а цены на нефть и инвестиции будут восстанавливаться значительно медленнее, чем ранее считали чиновники. Новые показатели падения ВВП и инфляции выглядят реалистичнее прежних и вполне соотносятся со статистикой по безработице. МЭР утратило свой оптимизм после трех знаковых событий: отчета премьер-министра в Госдуме, предварительных данных за первый квартал и прогноза МВФ по России.
По прогнозу ведомства Эльвиры Набиуллиной, рост ВВП в 2010 и 2011 годах составит не 6,6 и 6,2%, а всего лишь 3,8 и 4% соответственно, сообщил агентству Reuters источник в правительстве. В 2012 году министерство ожидает роста ВВП на 4,9%. На текущий год МЭР согласилось с прогнозом МВФ: сокращение ВВП составит 6%, а не 2,2%, как предполагалось ранее.
Падение промпроизводства также будет значительнее, чем прогнозировали: в 2009 году 9,1% вместо 7,4%. В 2010-м этот показатель может вырасти на 3,2%, в 2011 году — на 2,4%, а не на 6 и 5,3% соответственно, как предполагалось ранее. Чиновники рассчитывают, что среднегодовая цена на нефть в этом году превысит 41 долл./барр., по которой верстается бюджет, на 4 долл. В последующие три года МЭР ожидает роста цены барреля нефти в среднем на 10 долл. в год.
Инфляция будет снижаться, но темпы снижения будут недостаточными. На 2009 год МЭР сохранило прогноз роста цен в 13%. На будущий год прогнозируемая инфляция составит 10% вместо предполагаемых ранее 5,5—7%. В 2011 году заложенного ранее 5—6,8-процентного роста цен будет недостаточно и инфляция составит 7—8%. Показателя 5% чиновники надеются достичь не ранее 2012 года. В Минэкономразвития подтвердили, что министерство действительно работает над новым прогнозом до 2012 года, но окончательных цифр пока нет. Источник в МЭР говорит, что приведенные цифры «похожи на правду».
То, что МЭР пересмотрело прогнозы, по которым Минфин вскоре начнет готовить бюджет на будущий год, закономерно. Чиновникам пришлось заняться корректировкой прогнозов, когда на прошлой неделе были озвучены предварительные показатели первого квартала (ВВП снизился на 9,5% против ожидаемых 7—8%), говорит главный экономист ИК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
«Падение ВВП в 2009 году на 6% — несколько пессимистичный прогноз, хотя нужно дождаться от Росстата показателей первого квартала, поскольку оценка падения ВВП на 9,5% выглядит излишне пессимистично», — говорит главный экономист Deutsche Bank Ярослав Лисоволик. Главный экономист банка «Траст» Евгений Надоршин полагает, что падение ВВП в 2009 году составит 4%.
Впрочем, основания для некоторого пессимизма есть, поскольку высокая безработица будет негативно сказываться на потреблении, и это один из факторов, который будет оказывать понижательное давление на ВВП в течение года, говорит г-н Лисоволик. Численность официально зарегистрированных безработных в стране на 22 апреля составила 2,28 млн человек. Минздравсоцразвития прогнозирует, что по итогам года количество безработных достигнет 2,6 млн граждан. При этом, по данным Росстата, общая безработица в России на конец февраля достигла 7,1 млн человек, или 9,5% экономически активного населения.
Серьезный спад в экономике увеличивает вероятность того, что дефицит бюджета превысит запланированные на 2009 год 8%, опасается Ярослав Лисоволик. «Госрасходы возрастут при падении реального сектора, что приведет к увеличению расходов», — пояснил он.
«МЭР не оценивает шансы роста как высокие в 2010 году. Банки и заемщики реструктурируют задолженность, это означает, что решение проблемы переносится на будущий год», — рассуждает Евгений Надоршин. И если мировая экономика в 2010 году не оживет, а риски этого весьма велики, то показатели будут падать. «МЭР излишне оптимистично, я жду в 2010 году показатель ВВП минус 1%, а на 2011 год прогнозы делать пока сложно», — говорит он. Ярослав Лисоволик прогнозирует на будущий год рост ВВП на 4%, «но потом он не увеличится». Многое будет зависеть от темпов восстановления потребления, инвестиций и цен на нефть, говорит он.
Пересмотренные прогнозы по инфляции эксперты называют более реалистичными, чем предыдущие. Впрочем, Евгений Гавриленков говорит, что и 10-процентная инфляция на 2010 год — «неприемлемо высокий прогнозный показатель, который не позволит выйти на планируемые МЭР темпы роста». Стоимость заимствований для реального сектора тогда будет 20%, а экономика в таких условиях расти не будет, утверждает он. «Инфляция должна быть 2—3%, — настаивает он. — Неприлично стране, которая хочет быть полноправным членом «большой восьмерки», обсуждает переустройство мировой финансовой системы и предлагает рубль в качестве резервной валюты, иметь двузначную инфляцию».