В ближайшие десять лет потеря потенциального ВВП, связанная с вынужденным сокращением затрат на развитие инфраструктуры, будет стоить России эквивалента 55% ВВП страны за 2009 год. Такой вывод делают авторы доклада банка Nomura о перспективах российской экономики. Между тем отказ от финансирования инфраструктуры в кризис — меньшее из зол, считают эксперты. Иначе придется либо резать социальные расходы, либо прибегать к внешним займам на «ужасающих» условиях.
Аналитики Nomura отмечают, что в последние десять лет рост российской экономики стимулировала главным образом совокупная производительность факторов производства (total factor productivity — TFP). Этот показатель характеризует эффективность использования капитала и труда. При этом у страны еще оставались значительные неиспользованные ресурсы. Однако сегодня Россия должна «перефокусировать свою парадигму роста» с TFP на привлечение инвестиций. Но решение правительства сократить расходы на инфраструктурные проекты мешает увеличению производственных возможностей экономики. «Если из-за кризиса Россия отложит финансирование инфраструктурных проектов, то в течение следующего десятилетия страна недосчитается порядка 55% своего потенциального ВВП 2009 года», — пояснил генеральный директор Nomura СНГ Максим Сельцер.
Расчеты банка показывают, что около 70% роста экономики после 1998 года были связаны с TFP, поскольку производительность труда в стране была очень низкой. Один из признаков ведущей роли TFP — рост был оживленным, несмотря на очень низкие реальные темпы роста капвложений, вследствие чего отношение инвестиций к ВВП обвалилось приблизительно до 16% ВВП после кризиса 1998 года. Темпы роста капиталовложений с тех пор поднялись и составляли в среднем ежегодно 12,5% в период с 1999 по 2008 год.
Между тем сейчас правительство либо замедляет, либо вовсе отменяет инвестиции в инфраструктуру, хотя это помогло бы удержать ВВП от падения в условиях снижения ценности финансовых и реальных активов, говорит Максим Сельцер. С рецессией нужно бороться путем вливания в экономику значительных средств со стороны государства, которое должно заместить частные инвестиции госвложениями, рекомендует гендиректор Nomura СНГ. «В Канаде в начале 90-х годов, когда экономика переживала глубочайшую рецессию, страна вышла из кризиса как раз благодаря обширной программе вложений государства в инфраструктуру», — напоминает он.
Российские эксперты предлагают с осторожностью относиться к десятилетним прогнозам, особенно в условиях кризиса. Заведующий лабораторией бюджетной политики Института экономики переходного периода Илья Соколов подчеркнул, что государство пока не отказалось от обязательств инвестировать в начатые до кризиса инфраструктурные проекты. Часть проектов находится либо на конкурсной стадии, либо на стадии подписания концессионных соглашений. Хотя эксперт не исключает, что от каких-то новых проектов придется отказаться.
«Никто не сомневается, что в России инфраструктура является ограничением и с учетом ее износа, и с учетом географии», — рассуждает г-н Соколов. Но кризис обязывает решать прежде всего текущие проблемы: либо урезать другие расходы, либо влезать в долги. Напомним, что в 2009 году дефицит бюджета может достигнуть 8% ВВП. «То, что мы не дополучим несколько процентов роста ВВП за десятилетие — это плохо, но куда хуже, если сейчас придется урезать расходы на «социалку», — говорит эксперт.