Лондонский саммит «большой двадцатки» откроется 2 апреля в выставочном центре «ЭксЭль», и как предыдущий экстренный, проведенный осенью в Вашингтоне, будет посвящен вопросам борьбы с постигшим мир глобальным финансовым кризисом.

Лидеры стран-участниц G20, главы Центробанков, министры финансов, иностранных дел, а также представители международных финансовых и нефинансовых институтов и организаций собрались в Лондоне, чтобы скоординировать глобальный пакет экономических стимулов, договориться об отказе от национального протекционизма, не препятствовать свободе торговли и перетоку капитала, об оказании помощи беднейшим странам, население которых больше всего страдает от глобального кризиса, а также обсудить реформу МВФ, посовещаться об ужесточении регулирования финансовых рынков и отказе от «налогового рая» — офшорных зон.

Главным документом саммита станет итоговое коммюнике, в котором индустриально развитые страны мира обязуются, в частности, проводить экономическую политику с учетом ее последствий для других стран и воздерживаться от соревновательной девальвации своих валют.

На саммит, как ожидается, соберется около 500 делегатов, которых будут сопровождать около тысячи представителей служб охраны и переводчиков. На него аккредитовались около двух с половиной тысяч журналистов.

Выставочный центр, где будет проходить саммит, находится, по сути, на острове, со всех сторон окруженном водой — каналами и доками.

Россия

Россия, как и все участники G20, приехала на саммит с домашними заготовками, с которыми ознакомила своих партнеров еще в середине марта.

В Кремле очень важными называют три пункта предложений, реализация которых устроила бы Москву. Речь идет о формировании более гармоничной и целостной системы регулирования финансового сектора, начале дискуссии по валютной системе и увеличении ресурсов международных финансовых организаций в увязке с жестким обязательством их реформировать.

При этом, полагает помощник президента РФ Аркадий Дворкович, реформа не обязательно должна предварять предоставление ресурсов.

На саммите Москва будет настаивать и на необходимости начала обсуждения вопроса о глобальной резервной валюте. В данном случае Россия предлагает подумать, в какую сторону желательно развитие мировой валютной системы — в сторону большего числа резервных валют, в том числе регионального уровня или в сторону глобальной резервной валюты, например СДР.

Россия и Китай выступают здесь единым фронтом и считают возможным включить в список резервных валют помимо доллара, фунта, евро и йены, российский рубль и китайский юань.

По итогам саммита Россия предлагает созвать международную конференцию для согласования параметров мировой финархитектуры.

США И Великобритания

США и Великобритания, являющиеся эмитентами основных резервных валют — доллара и фунта, высказались против идеи создать новую мировую финансовую валюту, которую поддерживают и Россия и Китай.

Президент США, в частности считает, что доллар по-прежнему остается стабильным и не потерял доверия инвесторов, как и вся американская экономика.

По мнению Барака Обамы, лидерам G20 необходимо сосредоточится на решении таких задач, как восстановление доверия к мировой финансовой системе и наполнению экономки деньгами. Коллеги американского президента по G20 скептически оценивают эти предложения, и предпочитают говорить об усилении контроля за финансовыми рынками.

У премьер-министра Великобритании Гордона Брауна больше шансов быть услышанным.

Предложение Лондона о реформировании МВФ в том или ином виде звучало и из других мировых столиц, в том числе и из Вашингтона. Участники саммита полагают, то предоставление МВФ дополнительных финансовых ресурсов и полномочий по распределению финансовых средств позволит более оперативно реагировать на будущие кризисы, а также кредитовать экономики стран наиболее пострадавших от кризиса нынешнего.

Франция грозится покинуть саммит

Французская сторона заявила, что проект итогового коммюнике ее не устраивает. Саркози не подпишет документ и покинет саммит G20, если партнерам не удастся договориться о жестком контроле за финансовым рынком, заявила министр экономики Франции Кристин Лагард.

Сам Саркози заявил, что не присоединится к саммиту, если он завершится «лжекомпромиссом». «Нужно установить новые ясные правила по ряду вопросов», — отметил он.

«Мы очень ясно хотим точного определения «налогового рая», одного или нескольких списков финансовых районов, которые не сотрудничают согласно критериям ОЭСР, и чтобы это имело последствия», — сказал президент.

Он полагает, что со слабым энтузиазмом к урегулированию ситуации с «налоговым раем» относится, в частности, Китай. Англосаксонская позиция, по его мнению, «относительно толерантная».

Британская газета Times со ссылкой на представителей Елисейского дворца сообщила, что Саркози обвинил «англосаксов» в экономическом кризисе. Сам Саркози не подтвердил и не опроверг эту информацию.

Вместе с тем, идею более жесткого международного контроля за работой финансового рынка отвергает Великобритания и США. Германия и другие страны также выступают против предложения Франции о создании глобального контролирующего органа.

Итоговое коммюнике

Согласно проекту итогового коммюнике саммита, опубликованного британской газетой Financial Тimes, страны G20 отмечают, что уже приняли и продолжат принимать меры по созданию более надежной схемы финансового регулирования и надзора.

Они также намерены заявить, что принимают финансовые меры для поддержки экономического роста и рынка труда, обеспечить постоянный приток капитала в развивающиеся страны, сохранить рыночные принципы экономики, увеличить кредитные ресурсы МВФ и обеспечить их эффективное использование на нужды развивающихся стран.

Кроме того, «двадцатка» обязуется проводить экономическую политику с учетом ее последствий для других стран и воздерживаться от соревновательной девальвации своих валют.

Страны G20 также призовут реформировать мандаты МВФ и Всемирного банка и порядок их управления с учетом изменений в мировой экономике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *