В Петербурге уволенные офисные работники отправляются в поля. Грязной работы «белые воротнички» не боятся. Во времена кризиса, говорят, выбирать не приходится. Если ещё вчера у них были элитные квартиры и круглый банковский счёт, то сегодня они потеряли всё.
Бывший «офисный планктон» объединился в ассоциацию и от властей просит только одного: выделить им земельный участок. Любой. Даже самый непрезентабельный. Есть ли жизнь… на свалке, выяснял корреспондент «Пятого канала» Олег Пакшин:
О том, что Максим Виноградов жил в элитном доме в центре Петербурга, сейчас напоминает лишь старая печать в паспорте. Из-за кризиса бизнес Максима развалился. Шикарные апартаменты пришлось отдать за долги. Теперь семья бывшего бизнесмена переехала в коммуналку. На 15 квадратных метрах ютятся вчетвером. От такой жизни завоешь. Виноградовы решили бежать из коммуналки в коммуну.
Это почти забытое слово – «коммуна» – для них теперь, как спасательный круг. Каждый вечер в пельменной члены ассоциации уволенных офисных работников обсуждают, как будет выглядеть их поселение. От кризиса бывшие белые воротнички хотят спрятаться в прямом смысле – в деревне. Уже и место присмотрели – в Ленинградской области. Сюда, если верить активистам, уже сейчас готовы переехать 150 уволенных или разорившихся менеджеров и директоров с семьями. В городе им теперь делать нечего, а рядом с природой, в деревне, можно и духом воспрянуть.
Выделить 150 гектаров земли неподалеку от поселка имени Морозова члены ассоциации попросили губернатора Ленинградской области. Оплатить готовы, тем, что вырастят сами. Кроме того, свою сельхозпродукцию готовы поставлять недорого в детские сады, больницы и школы.
Письмо губернатору отправили накануне, а сегодня максим Виноградов уже на месте. Приехал выяснять, а не против ли нового соседства местные жители.
Поверить в то, что менеджеры поменяют белые воротнички на резиновые сапоги, местным жителям тяжело. Максим говорит, люди просто не знают, какая им от этого польза будет. И показывает землю, которую попросили у властей. В центре участка сейчас – переполненная свалка, а должна быть коммуна-сад.
Максим Виноградов: «Вот все это мы подчистим, своими силами… Уберем весь этот мусор, здесь, в середине, мы построим некое место для проживания наших сотрудников – бывших офисных людей, которые занимались нажиманием на клавиши и болтовней по телефону».
Как преобразить целую свалку, Максим с товарищами знает. Как спуститься с одной, не самой большой мусорной кучи – проблема…
Идея уволенных стала настолько громкой, что её уже обсуждают в кулуарах Госдумы. Депутат Захарьящев, по совместительству глава Союза садоводов России, от инициативы в восторге и даже стал её общественным лоббистом – позвонил губернатору Ленобласти Сердюкову с просьбой поспособствовать.
Владимир Захарьящев, депутат Госдумы РФ, председатель Союза садоводов России: Учитывая их порыв и учитывая их желание внести вклад в развитие сельского хозяйства, тем более, вот такого характера, что люди хотят там не просто дачи построить, а именно производить сельскохозяйственную продукцию, он их ждет и готов их принять».
Сельское хозяйство однажды уже помогало россиянам пережить кризис. Когда в конце восьмидесятых полки магазинов опустели, в стране начался сначала дачный, а затем и фермерский бум. Правда, если с дачами все вышло удачно, ими сейчас многие охотно занимаются, то вот с фермерством дело не пошло. Большинство хозяйств развалилось. А ведь идеи были хорошие – «накормить страну». Схожие и идеи у тех, кто хочет организовать коммуну в Ленинградской области. Вот только не оказалась бы схожей судьба…