Российская экономика рухнула: минус 8,8% в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г., посчитало Минэкономразвития. Среднемесячная динамика экономики с исключением сезонного фактора опустилась до минус 0,3% уже в III квартале 2008 г., а в IV квартале — и до минус 1,4%, говорится в мониторинге министерства. В январе ВВП сократился в сравнении с декабрем и со снятой сезонностью на 2,4%; в декабре было минус 2,1% по сравнению с ноябрем.
«Вся январская статистика была депрессивной», — вздыхает Владимир Тихомиров из «Уралсиба» : упала промышленность, капитальные инвестиции, строительство, реальные зарплаты и доходы населения. Но январские данные не репрезентативны, успокаивает Тихомиров: производства работали в режиме сокращенной рабочей недели или вовсе приостанавливались, а девальвация сделала самым доходным бизнесом спекуляции на курсе и отвлекла средства предприятий и банков в валюту. В феврале курс стабилизировался и статистика может показать улучшение ситуации — за I квартал ВВП упадет на 3%, ожидает он.
Курсовая неопределенность повлияла и на обвал импорта, продолжает Тихомиров. По оценке Минэкономразвития, в январе импорт упал на 34% к январю прошлого года и составил $10,3 млрд, экспорт — на 41% и составил $20,2 млрд; падение физических объемов составило 40% и 5,5% соответственно. Председатель ЦБ Сергей Игнатьев говорил, что в конце декабря — начале января платежи за импорт упали на 30-40%, и это позволило ему быть спокойным по поводу стабильности курса рубля. 40%-ного снижения курса рубля уже достаточно для стимулирования импортозамещения, согласен Фрэнк Гилл из Standard & Poor’s.
Один из методов расчета ВВП — суммирование расходов на конечное потребление, валового накопления и чистого экспорта. Торговое сальдо в январе было в 2,1 раза больше декабрьского, но в 1,9 раза меньше, чем в январе 2008 г. Вклад чистого экспорта в ВВП — примерно 10%, его сокращение почти вдвое — это 5 п. п. падения ВВП в январе, подсчитывает Валерий Миронов из Центра развития. Падение капитальных инвестиций (на 15,5%) отняло у ВВП еще 3 п. п.
Наибольший вклад в ВВП — более 60% — у конечного потребления, а оно в январе продолжало расти: на 5,8%, по данным ЦБ. По расчетам Центра развития, прирост был почти втрое скромнее — 2%. Та же цифра у Игоря Полякова из ЦМАКП: в январе расходы домохозяйств на покупку товаров, услуг и общественное питание составили 1,47 трлн руб. против 1,27 трлн руб. в январе 2008 г., инфляция за 12 месяцев по январь — 13,4%.
По расчетам Миронова, падение ВВП в январе могло составить примерно 6,8%, разница с оценкой Минэкономразвития в 2 п. п. — в рамках статистической погрешности: например, в прошлом году Росстат уточнял квартальные оценки ВВП на 1,5-2 п. п.
Рост потребления на фоне столь глубокого падения ВВП — потенциал для плохих новостей, считает Наталия Орлова из Альфа-банка: у экономики еще остаются резервы падения. «Ничто не поможет, кроме цен на нефть», — заключает Николай Кащеев из МДМ-банка. Если к концу года они подрастут до $60 за баррель, экономика даже выйдет в плюс за счет роста чистого экспорта, соглашается Юлия Цепляева из Merrill Lynch.
«Ведомости»