Державный подъём крымских недель способствовал росту экономического оптимизма. По данным социологических служб, положение российской экономики считают нормальным или позитивным 78% россиян. Такого не бывало с 2009 года. Однако искусственный, политически стимулированный характер таких оценок очевиден для самих респондентов. $20 млрд – такую внушительную сумму составляют запасы наличной иностранной валюты на руках у граждан России. При том, что с банковских счетов сняты – во многом для обращения в доллары/евро – порядка триллиона рублей.
Тому могут быть приведены сугубо финансовые объяснения. Хотя бы явная нестабильность банковской сферы. Но, по экспертным оценкам, наибольшую нервозность порождают геополитические конфликты текущего года. Удивительная диалектика: людей наиболее беспокоит именно то, что особенно радует.
Прогнозируется дальнейшее наращивание частных валютных запасов. До предела далеко. В разгар кризиса на руках бывало и $40 млрд. В конце прошлого года эта цифра превышала $14 млрд. Итак, шесть миллиардов долларов – в такую цену население оценило геополитические успехи верховной власти. Эксперты допускают, что в обозримом будущем сограждане приобретут ещё порядка $10 млрд.
Этот валютный бум – не сказать, чтобы грандиозный, но достаточно заметный – оказывает серьёзное давление на финансовые и фондовые рынки. Становятся туманными перспективы банковского рефинансирования. В прошлом году финансисты достаточно спокойно сводили балансы, но это было до «зачистки», которую повело новое руководство Центробанка. А главное, до Украинской революции и последовавшей затем цепи потрясений. Сколь ни убеждай банкиров и предпринимателей, что всё под контролем – им требуются основания, более убедительные, нежели пропаганда.
Отдельная тема – импорт. За первый квартал налицо более чем 7%-ное снижение. С одной стороны, это может рассматриваться как положительный фактор, стимулирующий национальное производство. Однако промышленность пребывает в глубокой стагнации, причём на 1,8% сократились даже доходы от экспорта. На таком фоне падение импорта может оказаться не отражением динамики отечественных производителей, а одним из индикаторов спада.
За тревожной экономической ситуацией в России пристально следят из-за рубежа. «Рано или поздно слабость экономики вынудит Путина к разрядке» — таковы доминирующие оценки западных экспертов. Существенно, что главными факторами считаются даже не финансовые, а производственные. Украинское противостояние совпало с усиления нужды в промышленных инвестициях, указывает The Financial Times. «Вероятно, вскоре мы увидим целенаправленные усилия уладить отношения с США и особенно с Европой», — резюмирует издание.
Экономические проблемы России носят в основном не циклический, а структурный характер. Своим ходом они не решаются. Рост требует долгосрочных капиталоёмких инвестиций. Причём извне, поскольку внутренний рынок и потребительский спрос не обеспечивают требуемых показателей. Искусственное поощрение спроса подтолкнёт инфляцию, заодно заставив увеличить импорт. С другой стороны, инвестиции приходят под соответствующий климат. Несовместимый с порядками «осаждённой крепости на особом цивилизационном пути».
Политическое руководство РФ даёт понять, что имеет запасной вариант: переориентацию на Восток, прежде всего Китай. Однако Пекин – крайне жёсткий партнёр. В чём не раз конкретно убеждались российские нефтяные компании, а недавно – глава «Газпрома» Алексей Миллер. Экономически выгодной для России связь с Китаем не будет. Политически она сопряжена с серьёзными рисками, учитывая нынешнее соотношение между КНР и РФ. Не говоря о том, что к рынку капиталов и кредитов это вообще не открывает доступа.
Но при всём том следует учитывать: рациональные экономические доводы имеют вес лишь в том случае, если нет окончательного политического решения, основанного на идеологических потребностях власти…