Выборы в Государственное собрание Венгрии принесли успех правящей консервативной партии – Венгерскому гражданскому союзу (ФИДЕС). В большинстве стран Европы в последние три-четыре года на парламентских выборах победу одерживают, как правило, оппозиционные силы. Венгерские избиратели поступили наоборот. ФИДЕС получил поддержку 44,5%. Это меньше, чем четыре года назад, когда консерваторы собрали более 52%, но достаточно для комфортного парламентского большинства. У ФИДЕСа будет 133 из 199 мандатов.
Итоги выборов позволили премьер-министру Виктору Орбану сделать пафосное заявление: «Венгрия является самой единой нацией Европы». В самом деле, пожалуй, более ни в одной стране ЕС правящая партия не могла бы рассчитывать на столь внушительную поддержку избирателей.
Венгерский феномен тем интереснее, что страна понесла серьёзные потери от финансово-экономического кризиса. Венгрия не принадлежит к самым благополучным странам ЕС. Минимальная зарплата там эквивалентна всего 262 евро, а средний по стране доход не превышает 1000 евро в месяц. Однако, как видим, немногим менее половины избирателей оценили со знаком плюс социально-экономическую политику консерваторов, управляющих венгерским государством с 2010 года.
Как отмечает французская исследовательница венгерского происхождения из парижского института Сьянс-По Антонела Каппель-Погасен, «правительство Виктора Орбана в целом достойно справлялось в эти годы с последствиями финансового кризиса». Удалось вывести страну на орбиту экономического роста, который в 2013-м составил 1,3% ВВП. При этом в последнем триместре прошлого года динамика роста достигала 3%. Если 4 года назад уровень инфляции составлял опасные 5% в год, то сейчас этот показатель снизился в два раза. Удалось не допустить роста бедности, хотя тут ситуация остаётся тревожной – 10-11% населения. С 2012 года снижается доля безработных, она уже меньше 10%-ного барьера. К прошлой осени правительство выплатило крупный долг МВФ, после чего были приняты меры, направленные на 20%-ное снижение коммунальных расходов на энергию. Будапешт при этом сумел избежать санкций Еврокомиссии, которые в принципе могли быть наложены Брюсселем за то, что венгерские власти допускают высокий уровень дефицита госбюджета.
Наверное, права Антонела Каппель-Погасен, когда говорит о том, что большую роль в успехе партии ФИДЕС играет высокая личная популярность премьера Орбана. Своими действиями Орбан показывает, что «настоящий консерватизм ставит душевное выше телесного». Речь в данном контексте идёт о том, что конституционные и законодательные реформы последних лет, затеянные правящими консерваторами, действительно привели к юридическому закреплению многих правых принципов и постулатов. В «орбановской» Конституции 2012 года чётко прописаны положения о защите христианских и семейных ценностей, правила гражданского (но и административного!) контроля над политическими и судебными институтами, банковскими учреждениями. Сила исполнительной власти сегодня выглядит весьма мощно – не в пример временам правления социалистов.
Левоцентристы во главе с Венгерской социалистической партией (ВСП), хоть и сумели перед выборами соединиться в единый блок «Вместе», так, похоже, и не отошли от разгрома четырёхлетней давности. Блок «Вместе» набрал, правда, на шесть пунктов больше, чуть не добрав до отметки 26%, но в итоге это принесло левому центру лишь 38 депутатских мандатов. К этому можно добавить 5 мандатов левоцентристской экологической партии «Политика может быть другой». И всё же когда в стране ЕС, ещё не вышедшей из кризиса, после четырёхлетнего правления правых за партии левого спектра отдаёт голоса лишь треть избирателей, как назвать такой результат, кроме поражения? Доктор Дьюла Камонь из Будапештского университета объясняет ситуацию тем, что «избиратели всё ещё злы на ВСП за абсолютно неэффективную политику прежнего правительства». Отметим также, что ныне ВСП не предлагает ничего нового – ту же социал-либеральную альтернативу и малопопулярных лидеров типа своего нехаризматичного председателя Аттилы Местерхази и запятнанного в коррупционных скандалах бывшего премьера Ференца Гюршани.
Выборы показали, что венгерская политическая система носит трёхполюсный характер- ФИДЕС, левый центр во главе с социалистами и крайне правые. Откровенно ксенофобская, националистическая и антиевропейская партия – Движение за лучшую Венгрию (знаменитый «Йоббик») — улучшила свои показатели на 4 пункта и добилось поддержки более 20,5% избирателей. Пожалуй, это лучший показатель ультраправых в посткоммунистической Европе. «Йоббику» этот результат принёс 23 мандата. При этом существенно, что все они получены по пропорциональной схеме – ни одного одномандатника у крайне правых нет.
Успех Движения за лучшую Венгрию на фоне роста крайне правых настроений в ЕС более чем логичен. ФИДЕС на фоне «братских организаций» Европейской народной партии смотрится как слишком консервативная сила. Так и «Йоббик» со своим неприкрытым антисемитизмом и антицыганскими акциями выглядит «запределом» даже на фоне французского Национального фронта или голландской Партии за свободу.
В общем, выборы 6 апреля подтвердили за Венгрией статус бастиона правых сил. Поспорить за правую пальму первенства может только Польша. Как гласит давняя народная пословица: лях и мадьяр – старые дружки: от шашки до кружки…