О возможности быстрого повторения теракта в Волгограде говорилось ещё в воскресенье, сразу после взрыва на вокзале. Даже если эти прогнозы принимались во внимание, предотвратить следующее убийство не удалось. За вокзалом последовал троллейбус. От вчерашнего взрыва погибли ещё 14 человек. Город на Волге залит кровью. В результате трёх терактов – 17 октября, 29 декабря, 30 декабря – убиты 37 человек, ранены более 140. В грозовой атмосфере подступает новый год.

Декабрьские взрывы связаны между собой и, вероятно, с октябрьским. Речь идёт о системной террористической кампании. Предполагаемые организаторы и исполнители названы по именам. Имена в основном славянские. Новообращённые фундаменталисты часто бывают гораздо яростнее «коренных». Павел Печёнкин, ставший в прошлом году Ансаром Ар-Руси, проникся идеями исламского радикализма в прошлом году. Фельдшер скорой помощи превратился в буйнакского боевика. Основная версия возлагает на его группировку ответственность за волгоградские убийства. Исполнялись теракты смертниками. Предположительно опять-таки «славянской национальности».

Меры безопасности усиливаются до предела. Идёт интенсивный розыск сообщников, потенциально грозящих новыми терактами. Госдума обсуждает восстановление смертной казни за терроризм. Едва ли это отрезвит самоубийц. Сомнительно, чтобы она подействовала и на тех, кто посылает зомбированных фанатиков на свою и чужую смерть. Но политически такой законодательный акт имел бы вес и звучание. Как свидетельство принято вызова.

Происходящее увязывается с выступлением Доку Умарова, лидера террористического крыла кавказских сепаратистов. 2 июля «амир Имарата Кавказ» пообещал больше не проявлять «милость к неверным», поскольку «замораживание атак было воспринято не как доброта, а как слабость» (речь идёт об объявленной зимой 2011/2012 приостановке терактов). Первой задачей Умаров назвал срыв «сатанинских плясок на костях мусульман» — Олимпийских игр в Сочи. С тех пор не раз анонсировалась его ликвидация «ближе к Олимпиаде». Иногда говорилось даже, что Умаров уже убит и ведётся лишь поиск трупа. Происходящее теперь заставляет усомниться в последнем утверждении.

Некоторые комментаторы называют срыв Олимпиады крупным международным проектом, в которое сделаны серьёзные инвестиции. Название государства прямо не произносится – существуют дипломатические отношения. Изъясняются эвфемизмами типа «богатое королевство на пустынном полуострове». Звучат прозрачные намёки на панисламистскую активность Саудовской Аравии, на столкновение саудовских интересов с российскими, на покровительство радикальным исламистским движениям, оказываемое ваххабитской правящей династией. Мировой спортивный праздник (который призывает не портить Михаил Ходорковский) сделался фронтовым участком. Политическое столкновение вокруг международного престижа РФ на глазах перерастает в военное.

В Волгограде пятидневный траур. Выступление президента ожидается сегодня – новогоднее обращение откорректировано с учётом кровавых событий. Отовсюду звучат призывы к общественному сплочению «в дни новой битвы на Волге». Попытки перевести ситуацию в плоскость внутриполитического противоборства пресекаются – как «народный сход» двух сотен волгоградских националистов, встреченный ОМОНом. Разговор об эффективности кавказской политики властей действительно смотрится как преждевременный на фоне двух взрывов за два дня.

Мир охвачен тревогой и сочувствием. Траурные свечи зажжены на украинском евромайдане. Правительство президента Януковича усиливает контроль и интенсивность проверок на украино-российской границе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *