Украино-европейский альянс перешёл в режим ожидания. Конечно, если завтра в Вильнюсе Виктор Янукович не совершит нечто экстраординарное. Прикрыться Николаем Азаровым ему уже нельзя. Есть смысл оценить, за что в эти дни сотни тысяч людей бьются на Майдане с «Беркутом».
Фабула событий последних дней широко известна. Если тезисно, то развивались они следующим образом. К 13 ноября уполномоченные представители Европейского Союза Пэт Кокс (экс-председатель Европарламента) и Александр Квасьневский (экс-президент Польши) составили д финальный отчёт своей полугодовой подготовительной миссии в Украине. Среди главных предварительных условий соглашения об ассоциации Украины с ЕС – документ предполагалось подписать 28-29 ноября в Вильнюсе на саммите «Восточного партнёрства» — освобождение Юлии Тимошенко. 18 ноября состоялось заседание Совета министров Евросоюза, который одобрил доклад Кокса-Квасьневского. Таким оказался финишный отрывок с европейской стороны.
Любопытнее всего, что понятия «ассоциированное членство» в базовых документах ЕС нет. Существует несколько вариантов соглашения об ассоциации. Первый — соглашение о стабилизации и ассоциации, которое подписано с Албанией, Боснией и Герцеговиной, Черногорией и Сербией. В свою очередь, Хорватия, Турция и Македония являются уже действующими кандидатами на принятие в ЕС. В соответствующих договорённостях прописывается создание зоны свободной торговли и проведение политических реформ по европейским стандартам.
Другой тип договорённостей — так называемые европейские соглашения, которые были заключены Брюсселем со странами Центральной и Восточной Европы, вошедшими в Евросоюз во время последних расширений. Остальные варианты соглашений об ассоциации перспективу членства в ЕС не предоставляют. Примеры — договорённости со странами Средиземноморья (Марокко, Тунис, Алжир, Египет, Иордания, Израиль, Палестинская автономия, Ливан). У Евросоюза также действуют соглашения о партнёрстве и сотрудничестве со всеми странами СНГ, включая Россию. Но это не ассоциированное членство и не перспектива вступления в ЕС.
Программа «Восточное партнёрство» принята по инициативе Польши и Швеции. Она предполагает участие Белоруссии, Украины, Армении, Молдавии, Грузии и Азербайджана. Это можно рассматривать как шаг к соглашению об ассоциации, но никак не условие начала переговоров.
Схема не так сложна, как может показаться. Чем-то напоминает принцип отбора в члены КПСС: «кандидат-член». Человек мог быть сочувствующим, только без каких-либо партийных прав. Никакого «ассоциированного членства» не предполагалось по определению. Так и с ЕС. В каждом отдельном «кандидатском» случае речь идёт в первую очередь о процессе, причём – строго индивидуальном. Но в любом случае Украине в её нынешнем состоянии до ЕС было как до Марса.
Казалось бы, из-за чего копья ломать? Тем не менее, ещё в первой половине ноября над реализацией гладкого с виду проекта нависли тучи с Востока. Летне-осенняя артподготовка в виде проблем украинских кондитеров и грузоперевозчиков вылилась в почти неприкрытый ультиматум. «Пряником» со стороны Москвы стало обещание расширить сотрудничество с Киевом в ракетно-космической сфере, атомном машиностроении и авиационной промышленности. В частности, речь идёт о производстве всей линейки самолетов КБ «Антонов» и создания тепловыделяющих элементов для АЭС. Эти проекты оцениваются в десятки миллиардов долларов. Главное условие – неподписание соглашения с ЕС.
«Кнутом» же стала угроза перевода в Россию расположенных на Украине производств, а также введение режима импортозамещения украинских товаров. Последний довод был наиболее силён, ведь доля России в украинском экспорте составляет порядка 30%, а если учитывать других членов Таможенного союза, то и все 50%. Бизнес-элита в лице Украинского союза промышленников и предпринимателей и Федерации профсоюзов Украины всполошилась. Президент Янукович получил просьбу отложить на год соглашение с ЕС. И охотно пошёл навстречу, поскольку условие освободить Тимошенко в любом случае являлось для него неприемлемым.
Нынешнее состояние украинской экономики не столь катастрофично, как это грезится российским официозным СМИ. Однако длительный период стагнации действительно налицо. По итогам 2012 года рост ВВП составил 0,2%, промышленное производство сократилось на 1,8%, была зафиксирована дефляция на уровне 0,2%. Самая большая, хотя и не смертельная проблема – долговая. Совокупный госдолг Украины в целом за 2012 год увеличился на 8,9% и достиг $64,482 млрд, 36,8% ВВП. В текущем году Украине предстоит выплатить по внешним долгам около $9 млрд, а общие платежи по госдолгу возрастут до $13,821 млрд. Для погашения долгов явно нужны кредиты. Запад может дать их только в обмен на свободу Тимошенко. Россия – только за измену договорённостям с ЕС.
При таком раскладе президент Янукович по-мхатовски держал паузу. Периодически повторял сентенции о евроинтеграции. Одновременно вдохновлял на судьбоносные заявления своего премьера Николая Азарова. ЕС тем временем продолжал тему Тимошенко. Растерянность еврочиновников бросалась в глаза.
Многое решилось при визите Януковича в Москву. Ходят весьма убедительные слухи, что во время личной беседы Путин предложил своему украинскому коллеге помощь в переизбрании и включение в закрытые до сей поры финансовые схемы. Условие выставлялось одно: отход от евроинтеграции и вступление Украины в Таможенный союз.
Дальше случилось практически невиданное. Янукович устоял перед Путиным и от подписания договора с ЕС не отказался. Вероятно, взыграл опыт «лихих девяностых» — парни из тех времён очень не любят прямые наезды. Сработал и инстинкт политического самосохранения: опросы ясно показывали – до 60% украинцев поддерживают вступление Украины в ЕС, причём доля евроориентированных украинцев заметно растёт. Если 70% сторонников на Запада и в Центре страны никого не удивляют, то 50% на Востоке и Юге говорят о многом. При этом категорически против евроинтеграции выступало лишь 30% опрошенных.
Конечно, это не референдум. Но тенденция оказалась вполне очевидная. Идти против неё означало немедленную политическую смерть нынешнего президента Украины.
Однако Янукович остался верен себе, совершив в последний момент очередной зигзаг. Брюссель готов ждать, тогда как Москва требовала немедленного ответа. Дальше случилось неизбежное. Евромайданы выросли не только в предсказуемом Киеве и вполне очевидном Львове, но даже в Донецке, Харькове, Чернигове. Начались стычки с милицейским спецназом «Беркут», сторонники евроинтеграции порой давали весьма ощутимый отпор силовикам. Они явно не хотят повторения российских или белорусских сценариев на своей земле. Верховная Рада разошлась на неожиданные каникулы аж до 3 декабря. Не исключено, что на следующее заседание она соберётся в другой стране… А пока все ждут завтрашних новостей из литовской столицы.