Главные политические тренды нынешней РФ – упорядочение миграции и борьба с коррупцией. Власти пытаются перехватить основные лозунги оппозиции (в первом случаенационалистов, во втором – практически всех). Обе топки чуть не ежедневно получают новые порции дров. Атмосфера от этого особо не меняется, но треск стоит громкий. А эффект весьма избирателен.

В данном случае речь пойдёт об антикоррупционных мероприятиях. Если конкретно, о «сколковском» деле.

О «Фонде развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково») широкой общественности известно по большому счёту немного. В целом информация исчерпывается на том, что отношение к фонду имеет магнат Виктор Вексельберг, который явно переплатил депутату-оппозиционеру Илье Пономарёву за чтение лекций. О научных прорывах пока ничего не было слышно. Да и зачем что-то изобретать, если быструю отдачу приносит другая работа…

Сумма, озвученная проверяющими из Генеральной прокуратуры РФ, впечатляет: Фонд «Сколково» поставил под угрозу 125 млрд бюджетных рублей. Но тут явно делался расчёт на пиаровский шок – эти 125 млрд не расхищены, а именно «находятся под угрозой». То есть могут быть расхищены, если окажутся в фонде. Реальный ущерб пока оценивается в несколько десятков миллионов.

Отправной цифрой можно назвать внушительные 55 млрд рублей. Именно столько фонд получил на организацию своей работы в 2010-2012 годах. Из них 22 млрд ушло на покупку убыточных векселей и размещение на депозитах под ущербные проценты. Немедленно возникают ассоциации с понятием «уполномоченный банк», идущим от олигархии 1990-х. Правда, 15-20 лет назад инфляция галопировала деньги размещались под более-менее выгодный процент. Здесь же всё происходило с точностью до наоборот – в ущерб инвестору.

Финансовые истории на этом не заканчиваются. Выделенные гранты более чем на 2 млрд рублей беспроцентных займов уходили на «левые» счета, в аффилированные структуры, в том числе оффшорные. Кроме того, гранты раздавались фактически направо-налево, без экспертиз и обоснований заявок. Таких горе-соискателей набралось за сотню. Осело у них 5,7 млрд рублей. На этом фоне почти невидимые рекламные ролики, загадочные консультации и семинары смотрятся семечками. Как и самовольное строительство.

Хотя насчёт последнего – это как сказать. «Сколково» возводится на «золотой» земле. По соседству посёлок с волшебным названием Барвиха. Один гектар здесь стоит от $1,5 млн и выше. А таких гектаров у Фонда «Сколково» порядка 400, и запрошена ещё сотня. Оперировать недвижимостью в таких местах – процесс весьма захватывающий. И это при том, что в таком местоположении не было особой нужды. Помимо Москвы, в России есть устоявшиеся научные центры. Но выбрали то, что выбрали. Видимо, были резоны.

Теперь о главном. В отчётах Генпрокуратуры говорится, что какой-то ущерб уже возмещается. Готовятся и судебные иски. Два вице-президента Фонда за плохую работу получили выговоры. Часто звучат такие термины, как «бесконтрольное и расточительное расходование средств», «исполнение обязанностей ненадлежащим образом», а также – «отдельные лица». Конкретные фамилии не произносятся.

Информация на официальном сайте проекта более чем скупа. Вот она без купюр:

«Проверка деятельности Фонда «Сколково» Генеральной прокуратурой РФ проводилась в период с апреля по август 2013 года на основании принятого в конце 2012 года акта Счетной Палаты. По ее итогам еще в начале сентября с.г. в адрес Фонда поступило представление, основные положения которого размещены сегодня на сайте ГП РФ.

Во исполнение данного представления Фондом согласован с Генеральной прокуратурой РФ план мероприятий по устранению выявленных недостатков и совершенствованию принятых внутри Фонда контрольных процедур. В частности, разработан и утвержден порядок дополнительных мер контроля, позволяющих обеспечить полную прозрачность в выделении грантовых средств и финансировании строительства иннограда.

Часть нарушений, сформулированных в представлении Генеральной прокуратуры РФ, устранена Фондом. В то же время по части материалов, указанных в представлении, проводятся дополнительные проверки и экспертизы».

Всё.

Такая игра «по умолчанию» вполне объяснима. В Попечительский совет Фонда «Сколково» входят такие персоны, как Дмитрий Медведев, Антон Силуанов, Аркадий Дворкович, Вячеслав Володин, Эльвира Набиуллина, Владислав Сурков. В Совет – Виктор Вексельберг, Вагит Алекперов, Анатолий Чубайс. Научная составляющая «Сколково» менее на слуху, но достаточно назвать Жореса Алфёрова. Кстати, никто из них пока не дал никаких комментариев.

За скобками остаётся вопрос о необходимости такого наукограда в принципе. Конечно, со времён Петра Великого мы привыкли брать за основу зарубежные образцы. Новейшие времена принесли новейшие термины. Помнится, Валентина Матвиенко в бытность губернатором Санкт-Петербурга носилась с идеей превращения города в «русский Детройт». Учитывая, в каком положении находится сейчас автомобильное сердце Америки, такое словосочетание отдаёт горькой иронией. Но вернёмся к тому, что было и до Петра, и после – к коррупции. Здесь намечаются очередные новации.

На заседании Совета по борьбе с коррупцией президент Владимир Путин призвал наказывать руководителей государственных органов, где замечены коррупционеры. Дальше была разъясняющая азбука о человеческой ответственности и моральных принципах. Не обошлось без жёсткой критики в адрес правоохраны, ЖКХ, торговли, строительства, судопроизводства. И, конечно, упрёки и простым гражданам: мол, сами предлагают взятки, а потом жалуются на коррупцию. Руководителям, как всегда, не везёт с народом. Которому, разумеется, очень повезло с руководством.

При этом случилась удивительная вещь. О мздоимстве как о процветающем явлении говорят со всех трибун. В то же время, по официальной статистике, количество преступлений коррупционной направленности снижается. В первой половине 2013-го таковы зарегистрировано 29,5 тысячи. За аналогичный период 2012-го – 34 тысячи. Что-то срабатывает? Или что-то не фиксируется?

Неутомимая депутат Ирина Яровая подготовила законопроект об ужесточении ответственности за хищение бюджетных средств. Чуть ранее было предложено обязать родственников коррупционеров расплачиваться за их грехи (чего не делается даже с семьями террористов даже в Израиле). Ну, что тут скажешь, Госдума есть Госдума.

Не хочется называть происходящее имитацией кипучей деятельности. Но своеобразный Рубикон был перейдён в деле Анатолия Сердюкова. Точки над i добавляются с каждым днём. Достаточно вспомнить, где сейчас находится мэр Ярославля Евгений Урлашов и председатель Ярославского областного избиркома Денис Васильев. И по какой причине ушёл в отставку заместитель директора Рособоронзаказа Александр Домбровский.

О Сердюкове вспоминают лишь в связи с описанием комфортных условий ареста его «амазонки». Урлашов же – статья особая, он оппозиционер. Чиновники, как правило, либо оказываются невиновными, либо отделываются штрафами. И, кстати, в УК РФ нет ни одной статьи, где бы прямо значилось слово «коррупция»… 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *