США намерены полностью перекрыть экспорт иранской нефти к 2015 году. Ожидается, что голосование в Сенате по новому законопроекту может состояться в сентябре. Вместе с тем, администрация президента выражает свое несогласие с мнением конгресса, который настаивает на скорейшем введении санкций против режима аятолл. В Белом доме опасаются, что предстоящие переговоры по ядерной проблеме Ирана могут оказаться под угрозой срыва. Между тем, многие американские политики и дипломаты надеются на возобновление конструктивного диалога с Тегераном после избрания президентом Хасана Роухани.
Правительственные источники сообщают, что администрация Обамы хочет отложить утверждение нового пакета до августа – с тем, чтобы дать шанс вновь избранному президенту Ирана Хасану Роухани продемонстрировать серьезность своих намерений и определить масштаб уступок, на которые он готов пойти, — сообщает информационное агентство Newsru.co.il. Введение санкций против Тегерана уже привело к сокращению нефтяного экспорта страны в два раза. Тем не менее, Штатам будет нелегко заставить такие страны, как Турция, Индия, Китай и Южная Корея полностью отказаться от импорта дешевой иранской нефти.
Как бы то ни было, международные политические обозреватели предупреждают, что ожидать резкой оттепели в отношениях Ирана и США после ухода Махмуда Ахмадинеджада не стоит. Этого не произойдет хотя бы потому, что последнее слово в вопросах внешней политики в Исламской республике принадлежит не президенту, а верховному лидеру, — напоминает израильский информационный портал «Курсор». Накануне верховный духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что Вашингтон "не заслуживает доверия Исламской республики", поэтому речь о том, чтобы наладить дипломатические отношения между двумя государствами, пока идти не может. "Я говорил в начале года о том, что не настроен оптимистично в вопросе возможных переговоров с США, хотя в последние годы я не запрещаю вести переговоры с ними по некоторым вопросам, таким как Ирак", — цитирует аятоллу Хаменеи «Курсор» со ссылкой на телеканал «Аль-Арабия».
"Американцы не заслуживают доверия, они нечестны в своих встречах. Позиция американских официальных лиц, проявленная в последние месяцы, еще раз подтверждает, что в данном вопросе не следует быть оптимистом", — отметил верховный лидер Исламской республики Иран.
Если очередной пакет американских санкций против Тегерана все-таки будет принят в сентябре, конструктивный диалог между Ираном и Западом вряд ли будет возможен, во всяком случае, в ближайшее время. Белый дом продолжает рассматривать возможности мирного урегулирования иранского кризиса, сохраняя в этом вопросе умеренный оптимизм. Если в Вашингтоне пока не склонны всерьез рассматривать возможность военного разрешения иранского кризиса, то в Израиле правительство всерьез обеспокоено успехами Исламской республики в развитии своей ядерной программы. Израильский премьер Биньямин Нетаньяху обвиняет режим аятолл в разработке атомного оружия и не исключает возможности нанесения превентивного удара по Ирану без помощи США.
В июне президент США Барак Обама положительно отозвался о результатах прошедших накануне выборов в ИРИ, отметив при этом, что в стране есть сильное желание взаимодействовать с международным сообществом в более позитивном ключе. Через какое-то время в газете Washington post появилось сообщение о том, что конгресс отложил принятие ежегодных санкций в связи с избранием нового иранского лидера Роухани. Большинство наблюдателей характеризуют нового президента Исламской республики как умеренного либерала. Во время президентской кампании политик много ездил по стране и выступал с призывами к восстановлению гражданских прав и свобод. Роухани известен как сторонник восстановления дипломатических отношений с США, разорванных в 1979 году после захвата в заложники сотрудников американского посольства. Придя к власти, он пообещал, что иранская ядерная программа станет еще более открытой для мирового сообщества. Новый президент официально вступит в должность после инаугурации, которая должна состояться 4 августа. На инаугурацию были приглашены представители многих ведущих мировых держав, кроме США и Израиля, что также является признаком отсутствия потепления в американо-иранских отношениях. В Вашингтоне не торопятся верить на слово новому иранскому президенту и ждут от него конкретных шагов, направленных на достижение компромисса по иранской ядерной проблеме.