Правительство Болгарии уходит в отставку под давлением уличных протестов. Последний раз подобное происходило в этой стране почти четверть века назад. Но в 1990 году у власти были деморализованные посткоммунисты, а не авторитетный силовик Бойко Борисов. И требования тогда выдвигались политические: болгары свергали наскоро «перекрасившуюся» компартию. Теперь правящий кабинет пал жертвой социального взрыва. Люди дрались с полицией из-за резкого скачка цен на электроэнергию. Сначала они требовали остановить ценовые накрутки иностранных энергораспределителей. Но очень скоро ярость перекинулась на правительство. Слишком тесно связанное с этими распределителями.

Многотысячные демонстрации начались в выходные и сразу охватили десятки болгарских городов. Протесты возникли спонтанно, но повсюду имели единый стимул: получение счетов за электроэнергию. Расценки одномоментно повысились в полтора-два раза. В Болгарии, где средняя зарплата не достигает 400 евро, а пенсии редко доходят до 150 евро, такое не могло пройти без последствий. Загорелись машины, принадлежащие менеджерам электросетевых компаний. Министр энергетики Делян Добрев, рискнувший выйти к софийской толпе, был забросан чем попало. Его объяснения вроде того, что после новогодних и рождественских праздников неизбежно приходится компенсировать энергозатраты, слушать никто не стал.

В понедельник был отправлен в отставку министр финансов Симеон Дянков. На Минфин целенаправленно переложили ответственность с Минэнерго, которое связано с главой правительства особыми отношениями. Газо-коммуникационные и атомно-энергетические проекты приоритетны для премьера Борисова (наряду с проблематикой силовых структур). Финансистами же он готов был пожертвовать. Тем более, что вопросы цен формально в их ведении. Однако этой искупительной жертвы протестующие не приняли.

«Правительство – мафия!», «Остановим рэкет!» — таковы типичные лозунги протестов. В Софии и Пловдиве их скандировали поначалу до 10 тысяч человек, в Варне около 8 тысяч, по нескольку тысяч вышли на улицы Сливена, Ловеча, Пазарджика, Перника, Шумена, Враца… Для 7,3-миллионной Болгарии это уже немалые цифры. Но в середине недели на улицах оказалось до 100 тысяч человек по всей стране. Протесты быстро приняли типичный «балканский» формат. Полетели камни, бутылки, в лучшем случае яйца. Полиция ответила жёсткими избиениями. Не менее 25 человек попали на стационарное лечение в больницы.

Помимо административных органов, правительства и парламента, под ударом протестов оказались энергораспределительные компании. В болгарской электроэнергетике доминирует «большая тройка» — CEZ, EVN, Energo-Pro.

CEZ – чешская госкомпания, крупнейшая в Восточной Европе. Репутация у неё мрачновата. Как считается, нынешнее могущество CEZ уходит корнями в давние связи не только с коммунистической госбезопасностью Чехословакии, но и с КГБ СССР. Госкомпания финансирует крупнейшие партии Чехии, с ней аффилированы видные политики, вплоть до Вацлава Клауса. Теневые манипуляции CEZ, подминающей энергетические системы Центра и Юго-Востока Европы, уже становились предметом официального расследования органами Евросоюза. В нынешнем году CEZ была фактически изгнана из Албании в результате массовых протестов – болгарские манифестанты призывают последовать этому примеру.

Energo-Pro структура формально независимая, но тоже чешская и в отрыве от CEZ не рассматривается. EVN – австрийский энергетико-экологический концерн, более известный в России технологиями мусоросжигания. В Болгарии он, однако, специализируется на подаче электроэнергии. Кроме названных компаний, на болгарском энергорынке оперирует также германская E.ON, но эта компания пребывает в тени вышеназванных. Особенно CEZ.

Иностранные дистрибьюторы работают в Болгарии с Национальной электрической компанией (НЕК). В годы премьерства Борисова НЕК резко прибавила в политическом весе. Её менеджмент стал одним из ведущих элементов правящей элиты. Однако персональное положение руководителей становилось всё менее устойчивым. Министерство энергетики, которому НЕК подчинена, жёстко отстраняло за малейший отход от извилистой генеральной линии правительства.  Например, директор НЕК Красимир Пырванов был отставлен за соглашение с Россией по атомной станции «Белене». С другой стороны, в министерстве энергетики (которое ведает в Болгарии также экономикой в целом, а заодно туризмом – иначе говоря, всем, что приносит главный доход) царила не менее суровая дисциплина. Министр занимал пост ровно столько, сколько устраивал премьера.

Поэтому неудивительно, что мишенью нынешних протестов стало правительство в целом и лично Бойко Борисов. Удивительно другое – поведение премьера Борисова. Объявляя об отставке кабинета, он пафосно возмущался поведением полиции. «Отказываюсь состоять в правительстве, при котором полицейские избивают людей», — эти слова особенно впечатляют в исполнении высокого чина МВД, с гордостью носящего кличку Генерал. Который не так давно стойко перенёс межэтнические побоища болгарских наци с цыганской братвой.

Ещё позавчера Борисов был настроен иначе. Он обещал снизить плату за электроэнергию, поставив на место иностранных посредников-распределителей. Теперь Генерал говорит, что всё возможное уже сделано, большее невозможно. А смотреть, как бьют людей, бывший милицейский тренер по каратэ тоже не может. Поэтому уходит в отставку.

По всей видимости Генерал Борисов действительно попал в клин. Демонстранты требуют гнать чешских посредников. Можно предположить, что обязательства перед иностранной госкомпанией «гэбистского» происхождения оказались весомее ответственности перед своими избирателями. Момент истины прошёл в три этапа. 18 февраля – отстранение министра финансов Дянкова. 19 февраля – Борисов обещает на 8% урезать электротарифы, провести чистку государственных регулирующих органов (заметив между прочим, что некоторые их члены завязаны в мафиозном бизнесе с сигаретной торговлей), а главное, аннулировать лицензию CEZ. 20 февраля – Борисов в приступе сентиментальности объявляет об отставке.

Болгарское гражданское общество снова наглядно доказало свою активность и силу. Такой ответ на «ценовой рэкет» заставляет уважать. Однако в дальнейшем сложности могут лишь нарастать. Болгария – демократическая страна, власть здесь регулярно сменяется. Правоцентристская партия Бойко Борисова ГЕРБ, ещё недавно популярная, обвально утрачивает позиции. Нынешние события наверняка предвещают скорый её уход из коридоров власти.

Скорей всего на место ГЕРБа придут социалисты, происходящие из бывшей компартии. БСП не организовывала протесты последних дней, они разгорелись стихийно. Но свою позицию партия уже обозначила: дистрибьюторов национализировать, цены под жёсткий госконтроль. Разумеется, это не решение – монополия не способствует ни качеству, ни дешевизне. Но сомнительно даже, что эти установки – очень популярные сейчас на болгарской протестной улице – будут реально выполняться. Руководство БСП никак не меньше Генерала повязано теневыми договорённостями, протянувшимися из прошлого. Та же CEZ, за которой маячит тень гусаковской КПЧ, отнюдь не чужая для наследников живковской БКП.

Есть, конечно, в Болгарии и свежие политические силы. Которые способны выполнить обещаемое. Одна называется АТАКА, другая – «Свободная Болгария». Но электораты этих партий как раз «мочили» друг друга в болгаро-цыганских погромах сентября 2011 года. Для людей, протестующих против роста цен, что те, что другие – это слишком. 

Один комментарий к “Наэлектризованные массы вынудили уйти болгарского Генерала”

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *