Грузия и Армения будут содействовать восстановлению железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию. Об этом совместно объявили премьер-министры Бидзина Иванишвили и Тигран Саркисян. По словам грузинского политика, восстановление движения возможно «при наличии политической воли сторон».
Если для Грузии вопрос сообщения с Россией носит скорее прикладной характер, то для Армении это вопрос выживания. Дело в том, что у Армении нет нормального сообщения со своим основным союзником – Россией. С Азербайджаном армяне находятся фактически в состоянии латентной войны из-за Карабаха. С Турцией отношения крайне напряжены в силу исторических обстоятельств. С Ираном участок границы совсем небольшой.
Единственное дружественное Армении государство в регионе — Грузия. Но основной транспортный коридор, ведущий из России в Армению, заблокирован грузино-абхазской линией размежевания. Причём проблема не только в отсутствии железнодорожного моста из Грузии в Абхазию. По грузинским законам, въезд в страну через мятежные республики незаконен и приравнивается к нелегальному пересечению границы.
У России же на Кавказе традиционны стратегические интересы. После распада СССР во многих республиках долго оставались военные базы. Например, базы в Батуми и Ахалкалаки были переданы местным властям в течение 2007 года. Досрочного вывода войск добилась администрация Михаила Саакашвили. Местные жители устраивали акции протеста, опасаясь, что место россиян могут занять натовцы.
Частично техника с обеих баз была перевезена в Россию, частично – в Армению на базу в Гюмри (бывший Ленинакан). Туда же из Грузии переведён штаб российских войск в Закавказье. После 2008 года Грузия полностью перекрыла доступ в Армению для российских грузов. Снабжение базы осуществляется только через иранский порт Энзели на Каспии и далее по суше до армянского пограничного города Мегри.
Армения оплачивает присутствие России на своей территории. Ереванское правительство опасается турецких войск, которые могут вступить в карабахский конфликт на стороне Азербайджана. Ирану также невыгодно усиление Турции. Особенно в свете сепаратистских настроений в Иранском Азербайджане, подогреваемых Анкарой.
Армения и Грузия особенно заинтересованы в гражданском сообщении с Россией. Единственного КПП Степанцминда – Верхний Ларс явно не хватает для транзитных грузов. К тому же, этот коридор не является стабильным из-за постоянной лавинной угрозы. Железная дорога, идущая в обход всех серьёзных гор и перевалов, может решить проблему экспорта стороны России.
Железнодорожное сообщение через Абхазию было прервано в августе 1992 года. Тогда в Грузии шла гражданская война. Центральная власть планировала в ночь на 14 августа перебросить в Сухуми спецназ для нейтрализации отрядов «Мхедриони». Чтобы это предотвратить, мятежники накануне спецоперации взорвали железнодорожный мост. Восстанавливать впоследствии его никто не стал.
Вплоть до прихода к власти коалиции Бидзины Иванишвили грузинские власти твёрдо стояли на своём. Граница, мол, на замке, и никакого сквозного движения через Абхазию не будет вплоть до её возвращения в лоно грузинской демократии. Это, однако, не мешало движению грузов по автомобильному мосту через Ингури. Судя по всему, не всегда легальному.
Железнодорожные пути находятся в едва пригодном для эксплуатации состоянии. Их ещё достаточно для проводки поездов из России, но для постоянного транзита не хватит. Ремонтом железной дороги в Абхазии после распада СССР не занимался никто. Не работают семафоры, система оповещения. О движении поездов диспетчеры узнают по мобильному телефону. Всего нужно восстановить 300 километров пути, а также все вокзальные комплексы вдоль линии. На это нужно около 1,8 млрд рублей.
После восстановления сообщения поезда, видимо, будут следовать через Абхазию без остановки. Пограничный контроль с российской стороны будет осуществляться в Адлере, а с грузинской в Зугдиди. По крайней мере, это логично следует из действующих грузинских законов. Вряд ли Абхазия разрешит присутствие грузинских пограничников на рубеже реки Псоу.
Для Грузии восстановление сквозного движения через Абхазию – это палка о двух концах. С одной стороны, экономические выгоды очевидны. Во-первых, армяне будут оплачивать свой транзит в Россию. Во-вторых, грузинские товары почти беспрепятственно пойдут на север. С другой стороны, единственный серьёзный инструмент для давления на Абхазию будет ликвидирован. Конечно, никто грузинам не помешает заново взорвать мост. Но это едва ли случится: конфликт просто законсервируется до лучших времён. Основная задача для грузин и абхазов – научиться мирно сосуществовать в сложившихся условиях.