Глобальный финансовый коллапс снова откладывается. Демократическая администрация США и республиканская оппозиция в конгрессе, согласовывают бюджетные параметры. Крупнейшая экономика планеты не рухнет с «фискального обрыва» и не утянет за собой мировое хозяйство. Президент Обама вновь продемонстрировал политическое искусство компромисса в последний момент. Кризис продолжится в режиме рутинной текучки. Мировая финансово-спекулятивная система получает очередную отсрочку.

Переговоры с Бараком Обамой ведёт спикер нижней палаты конгресса Джон Бейнер. От лица своей партии он добивается сокращения бюджетных расходов. Прежде всего по социальным статьям, наращивание которых предопределило победу Обамы на президентских выборах полтора месяца назад. Общая сумма урезаний превысит $1,2 трлн.

Со своей стороны республиканцы вынуждены согласиться на повышение федеральных налогов. Обаме удаётся протолкнуть свой план преимущественного обложения наиболее обеспеченных слоёв. Дополнительно платить предстоит теперь американцам, чей годовой доход превышает $400 тысяч. В результате финансовая декада должна принести бюджету поступления, сопоставимые с объёмом сокращений.

Белый дом считает уступку максимально возможной. Республиканские конгрессмены полагают, что сделан лишь шаг в правильном направлении и необходимы дальнейшие согласования. Однако биржевые индикаторы уже засвидетельствовали относительное успокоение бизнеса. Фьючерсы медленно, но однозначно приподнимаются в пределах 0,5%. Обаме в очередной раз везёт – его обещание урегулировать фискальный кризис к западному Рождеству, судя по всему, исполнится.

Как минимум второй раз он предстаёт в образе спасителя доллара. Прошлогодний призрак финансового апокалипсиса также был развеян через ювелирно проведённый переговорный процесс с республиканцами. Это было поставлено в один ряд с ликвидацией бен Ладена и зачлось президенту при переизбрании.

Но надо сказать, Обаме достался удачный партнёр. Джон Бейнер – не Митт Ромни (хотя в таком вопросе, как отношения с Россией, к нему близок). Спикер палаты представителей относится к умеренному крылу своей партии. Выходец из среды малого бизнеса, он консервативен в экономических вопросах. Однако не отвергает социальность как таковую. Совместно с демократами Бейнер участвовал в выработке пенсионных, медицинских, образовательных законопроектов. В чём-то он разделяет близкие Обаме идеи Уоррена Баффета – например, согласился увеличить налогообложение американцев, зарабатывающих свыше $1 млн в год. Хотя многие влиятельные республиканцы считают в принципе недопустимым ущемление богатых социальных групп, обеспечивающих инвестиционные процессы.

В то же время к популизму Бейнер не склонен. Лоббистских связей с крупными компаниями практически не скрывает. Противоположные установки, которые Барак Обама с одной стороны, Герман Кейн с другой выдвигают по идеологическим и социально-политическим соображениям, Джон Бейнер совмещает на прагматической основе.

Под влиянием этой линии республиканцы в целом согласились даже на повышение лимита государственного долга. Объём этого показателя превышает в абсолютных цифрах $16,2 трлн, в относительных – 103% американского ВВП. На будущий год прогнозируется рост более чем на $1 трлн по первому параметру и почти на 3% по второму. Это в любом случае пробивает нынешний потолок в $16,394 трлн (впрочем, уже почти достигнутый). Демократы иного выхода не видят. Республиканцы из соображений межпартийного противостояния склонны были возражать. Однако Бейнер убедил соратников не спорить с неизбежным.

Тенденция к компромиссу наметилась буквально в последние дни. Ещё в начале декабря конфронтация была в разгаре. Бейнер обвинял Обаму в «несерьёзности». Президент призывал избирателей давить на конгрессменов через социальные сети и электронную почту. Общественная поддержка в большей степени была за Обамой: сокращение социальных расходов не может быть популярной мерой, а рост налогов администрация планирует за счёт богачей. Зато высокооплачиваемые сторонники республиканцев (которых в Америке тоже, мягко говоря, немало) более продвинуты и лучше организованы. Силы выглядели примерно равными.

Теоретически взаимоупор мог длится вплоть до дефолта. Однако спикер Джон Бейнер и министр финансов Тимоти Гайтнер явно имитировали непримиримость. Ни тот, ни другой, ни их партии, ни электораты этих партий не намеревались идти на принцип ценой финансового краха мировых масштабов. Который теперь из года в год нависает в ходе американского бюджетного процесса.

Полемика могла идти только вокруг цифровых деталей, будь то новый потолок госдолга, лимит сокращений расходов или размер дохода, подлежащий усиленному налогообложению. Компромисс был предрешён. Исход можно было бы считать благополучным, кабы не бесстрастные – хотя далеко не бесспорные – предсказания экономической рецессии на предстоящий год. Улаживание бюджетно-финансовых вопросов чрезвычайно существенно. Но само по себе оно не стимулирует экономического роста. Пузырь денег, долговых обязательств, разного рода ценных бумаг продолжает надуваться. Производственная и инвестиционная активность не столь динамичны. Если эти векторы окончательно разойдётся вверх и вниз, не помогут ни гибкость Обамы, ни здравомыслие Бейнера.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *