Крупный нефтегазовый бизнес действует по военным принципам. Главный из них – ни пяди врагу! Однако в ситуации с акциями ТНК-ВР и делёжкой арктического шельфа военная терминология как-то не выстраивается. Все стратегические решения принимаются «Ставкой» в Кремле, но «генштаб» в лице правительства имеет больше совещательный голос. А среди командующих фронтами – простите, руководителей компаний – очень уж наглядны фаворитизм и протекционизм. Фаворитам всё, остальным – дырку от шельфа.

Компания ТНК-ВР (название происходит от «Тюменской нефтяной» и British Petroleum) была создана в 2003 году. Её российские добывающие ресурсы расположены в Сибири, на Ямале и в Волго-Уральском регионе. Среди активов числится и 50% акций «Славнефти». В сумме они дают порядка 16% всего объёма нефти, добываемого в России (четвёртое место среди российских компаний). Переработка осуществляется на пяти российских и украинских НПЗ. Оттуда топливо поступает на АЗС, также принадлежащие компании. Их насчитывается около 1,4 тысяч. Казалось бы, такому гиганту если чего и опасаться, так это синергетического воздействия непреодолимой стихии и человеческого фактора. Пример – сравнительно недавняя катастрофа в Мексиканском заливе, которая обошлась «головной» ВР в десятки миллиардов долларов.

Но есть и другие факторы негатива. Тем более в России.

В настоящее время по 50% ТНК-ВР принадлежит британской ВР и российскому консорциуму AAR (25% — «Альфа-групп» Михаила Фридмана, по 12,5% — «Ренове» Виктора Вексельберга и Access Industries Леонарда Блаватника). Но скоро этот расклад кардинально изменится.

В самом начале 2011 года глаз на акции ВР положила госкомпания «Роснефть». Процесс был элегантно назван «поиском путей стратегического партнёрства». Поначалу всё происходило вполне цивилизованно и даже как бы ко всеобщей выгоде — компании хотели обменяться активами, британцы также рассчитывали на участие в разработке российского шельфа. Правда, в такие планы забыли посвятить третью сторону – членов консорциума AAR. Те посчитали, что преимущественное право на операции с акциями ВР имеют они, и через международный арбитраж заблокировали сделки британцев с «Роснефтью». Похоже, что столь необдуманный шаг им сейчас жёстко аукается.

Первый отклик программы «пересмотра концепции взаимоотношений с ВР» прозвучал в мае этого года, когда свой пост покинул гендиректор ТНК-ВР Михаил Фридман. Сразу после этого начались разговоры о смене собственника в компании. Что означало грандиозный передел рынка. Под эгидой Игоря Сечина.

Фридман был активным противником альянса с «Роснефтью», за что и поплатился. Иностранные партнеры ТНК-ВР, кровно заинтересованные в проникновении на российский арктический шельф, оказались более сговорчивыми. И вскоре они получили предложение, от которого не смогли отказаться. Летом после дипломатичной паузы прошла официальная информация, что «Роснефть» начала переговоры с ВР о покупке акций ТНК-ВР. Консорциум AAR попытался сопротивляться. От него исходил каскад вариантов: выкуп доли ВР, обмен своей долю на акции британской компании, продажа своей половины акций третьему инвестору, вывод компании на биржу. Но во всех случаях чётко прослеживалось нежелание работать с «Роснефтью». Которое не было принято во внимание государственно-политическим руководством РФ.

Вопрос решался на самом высоком уровне: между президентом «Роснефти» Игорем Сечиным, председателем совета директоров ВР Карлом-Хенриком Сванбергом и главой британской компании Робертом Дадли — при непосредственном участии Владимира Путина. Тогда на свет и появилась первая схема: обмен половины акций ТНК-ВР на $10-15 млрд и 12,5% акций «Роснефти». Государственный ВТБ сразу же согласился предоставить соответствующий кредит. Это особенно любопытно в связи с тем, что в своё время ААR, пытаясь выкупить британскую долю, натолкнулся на настоящую кредитную блокаду. Практически все крупные банки, располагающие адекватными ресурсами, оказались связаны c «Роснефтью» BP обязательствами эксклюзивности. При этом «Роснефть» ведёт переговоры с полутора десятками  банков о дополнительном привлечении $15 млрд. Уже госкомпания Сечина предлагает купить долю AAR – и таким образом выйти на прямое партнёрство с ВР.

Британские нефтемагнаты застыли в позе буриданова осла. Деньги AAR предлагает большие и сразу. Но они не идут ни в какое сравнение с возможными преференциями от «Роснефти». Хотя бы потому, что участвовать в освоении российского шельфа пока могут только отечественные компании с опытом работы не менее 5 лет. Аналитики нефтерынка полагают, что раздумье не будет долгим. Так что до 22 ноября – дня, когда британцы смогут воспользоваться своим преимущественным правом вступить в переговоры о выкупе доли ААR в ТНК-BP — ждать вряд ли придется. Тем более, AAR и «Роснефть» подписали предварительное соглашение о продаже доли AAR в ТНК-ВР (50%) за $28 млрд долларов. BP склоняется к продаже своей 50%-ной доли той же «Роснефти» за те же $28 млрд. Вырученные деньги британцы вложат в российские проекты. Например, в акции «Роснефти».

Покупка доли в ТНК-BP выведет «Роснефть» в мировые лидеры нефтедобычи. Если ей достанутся все 100%, показатель составит 4,5 млн баррелей в день.

Покупку «Роснефтью» акций ТНК-ВР поддержал лично Владимир Путин. Он же сказал своё веское слово в вопросе распределения квот на освоение континентального российского шельфа. Прежние разговоры о возможности допуска на него частников вроде ЛУКОЙЛа разговорами и остались. Президент прислушался к мнению государственных сырьевиков — Игоря Сечина и Алексея Миллера — которые в конце сентября направили ему письмо. Главы «Роснефти» и «Газпрома» консолидировано выступили против доступа частных компаний к разработке шельфовых проектов. Резюме послания — правительство листанцируется от распоряжений президента, а стратегической важности дело стоит на месте. Вывод оказался кратким — теперь «Роснефть» и «Газпром» поделят между собой шельф и разведанные месторождения. В соответствии с решением президента 75% всех шельфовых лицензий получит «Роснефть».

Общие запасы углеводородов шельфа составляют около 100 млрд тонн условного топлива, из которых около 80% — газ. В связи с этим любопытно, что «Газпром» претендует на несколько участков, которые должны отойти «Роснефти». Говорят, что распределением лицензий должно заниматься Министерство природных ресурсов. Как раз то самое, которое ходатайствовало за допуск на шельф частников и даже иностранцев, предлагая раздавать лицензии без конкурса. Предстоят интересные картины схватки гигантов.

Ясно, что «Роснефть» получит свои участки в первоочередном порядке. Это позволит госкомпании занять более агрессивную позицию в сделке по поглощению ТНК-ВР. Наращивание капитализации даст возможность передать BP меньший, чем ранее планировалось, пакет акций. В госкомпании уже создана новая должность — вице-президент по шельфовым проектам. Им стал Желько Рунье из американского нефтегазового концерна ExxonMobil.

Во всей этой ситуации как минимум странно выглядит правительство России и лично вице-премьер Аркадий Дворкович. Именно он максимально тормозил выдачу шельфовых лицензий, сопротивлялся сделке по ТНК-ВР, лоббировал изъятие в бюджет у возглавляемого Сечиным «Роснефтегаза» 50 млрд рублей дивидендов. Формально правительственное одобрение сформулированной в пользу «Роснефти» сделки по ТНК-ВР зависит именно от Дворковича как куратора ТЭКа. Теперь ему придётся подыскать доводы в пользу отвергаемой им политики усиления госкомпаний. И лично Игоря Сечина, ярым оппонентом которого Дворкович регулярно выступал. Не стоит забывать и о том, что вышеупомянутое письмо президенту предварялось таким же посланием премьеру. Которое Дмитрий Медведев фактически проигнорировал.

Итак, бюджетный конфликт двух властей – президентской и правительственной – дополняется нефтяным. Кто весомее, своей резолюцией на летнем докладе Дворковича показал президент. Дословно: «Медведеву Д.А., Дворковичу А.В., Чуйченко К.А. Поручение президента от 2 июля 2012 г. Ответ получил 1 октября. Как будем работать?». И работа по выдаче лицензий сразу закипела.

Правительству, надо заметить, в значительной степени удалось отстоять свои позиции по бюджету. Веское слово Минфина сыграло свою роль. Но в нефтегазовой сфере фигуры, равнозначной «Кудрину наших дней» Антону Силуанову, не просматривается. Здесь всецело рулят государственники, совмещающие чиновную должность с положением предпринимателей-монополистов.

Правда, в момент, когда дело уже можно было считать решённым, возникли любопытные нюансы. Во-первых, прошла информация о возвращении в Россию крупного нефтетрейдера Геннадия Тимченко – основного владельца компании Gunvor, гражданина Финляндии, проживавшего в Швейцарии. Долларовый миллиардер Тимченко считается одним из самых влиятельных частных магнатов страны. Он причисляется к кругу «путинского политбюро», где из девяти человек лишь двое (Тимченко и банкир Юрий Ковальчук) не занимают государственных должностей.

Причиной предстоящего возвращения Тимченко называют претензии, выдвинутые к Gunvor министерством юстиции США. Американские блюстители законности, как утверждается, недовольны ценовыми манипуляциями на нефтерынке, исходящими от компании. Но при этом существенно, что в России Тимченко якобы намерен переакцентировать свой нефтебизнес: сделать упор не на торговлю, а на производство. В этом случае «Роснефть» может столкнуться с реальной конкуренцией. А Дворкович, в свете разногласий между Тимченко и Сечиным, получить влиятельного союзника.

И второе. Полиция задержала видного представителя руководящего менеджмента ТНК-BP, руководителя департамента компании по взаимодействию с государственными органами Игоря Корнеева (бывшего функционера иркутской областной администрации, затем регионального менеджера ТНК-BP). На данный момент имя задержанного официально не названо, но оглашённые должности не оставляют сомнений, что речь идёт о Корнееве. Официально причины задержания не имеют отношения к нефтебизнесу – он подозревается в получении аванса за содействие в назначении на государственные посты (причём такими возможностями он реально не располагал). Однако комментаторы уже заговорили о «наступлении «Роснефти» и рекомендации быть посговорчивее…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *