Гипотетический конфликт между Кремлём и Белым домом считается политическим трендом уже минимум полгода. Правительство ещё не было сформировано, а его грядущая отставка анализировалась во всех ракурсах. Особенно способствовал этому переход близких Владимиру Путину министров на посты в администрации президента. Уход Дмитрия Медведева рассматривался рядом комментаторов как вопрос заранее решённый. Разногласия, выявившиеся в бюджетном процессе, создали под этими размышлениями реальную почву.

И вот первая отставка свершилась. Но это не премьер Медведев, не первый вице-премьер Шувалов, не министр финансов Силуанов (эти трое, особенно последний, считаются наиболее значимыми фигурами кабинета), а министр регионального развития Олег Говорун. Занимавший пост пять месяцев и практически никак не проявившийся. Его имя стало широко известным лишь после того, как было включено президентом в перечень выговоров.

Наряду с Говоруном, недовольство президента вызвали министры труда и образования Максим Топилин и Дмитрий Ливанов. Однако слухи об отставке месяц муссировались лишь в отношении главы Минрегионразвития. Причём официально регулярно опровергались (впрочем, опровергались таким специфическим источником, как пресс-секретарь президента Дмитрий Песков). Всё это время Говорун пребывал на больничном, но оставался в должности. Ходили слухи о его психологическом надломе и намерении оставить правительство – нечастая, мягко говоря, ситуация для российского чиновника, которому вообще-то несвойственна подобная рефлексия.

За день до состоявшейся отставки Песков в очередной раз заявил, что в администрации президента не видели официального документа об отстранении министра. На следующее утро был не только обнародован соответствующий указ, но и стало известно имя нового министра. Это Игорь Слиняев, экс-губернатор Костромской области. На федеральном уровне он известен прежде всего тем, что вынужденно ушёл в отставку после декабрьских думских выборов. На которых «Единая Россия» потеряла в Костроме более 20% по сравнению с 2007-м.

33-летний Олег Говорун вообще-то не является неофитом госслужбы. Начинал он 1990-х в банковском бизнесе. В первый президентский срок Владимира Путина занимал должность в территориальной управлении его администрации. Во второй путинский и частично в медведевский срок возглавлял управление по внутренней политике, курируемого Владиславом Сурковым. Более полугода пробыл полпредом президента в Центральном федеральном округе (сменив там Георгия Полтавченко). С этой должности и перешёл в правительство Дмитрия Медведева. На всех постах специализировался по региональной политике. Каких-то особых прорывов под его руководством не достигалось, новые формы федерализма не вырабатывались, впечатляющие подъёмы регионов не отмечались. Но не фиксировалось и особых провалов. Во всяком случае, публичного неудовольствия главы государства Говорун до сентября не вызывал.

Вызвал он его в ходе бюджетного процесса. К сути этой полемики – насколько соотносятся социальные расходы, предполагаемые майскими президентскими указами, с поддержанием финансовой стабильности – Минрегионразвития, казалось, не имело прямого отношения. Объективно оппонентом президента выступал Минфин. Другая болевая точка социальной политики – пенсионная реформа – относится к ведению Минтруда. С политическими заявлениями Говорун не выступал, в периодических высказываниях подчёркивал, что его действия согласуются с администрацией президента. Конечно, Минрегионразвития причастно к распределению бюджетного финансирования территорий. Но его роль здесь вторична не только относительно Минфина, но и относительно министерства экономического развития. Эти ведомства и выступают главными визави бюджетного процесса. Но ни Антона Силуанова, ни Андрея Белоусова президент персонально не критиковал. И тем более не делал выговоров. Несмотря на очевидные противоречия с первым из них.

Напрашивается вывод о своего рода ритуальной жертве: кто-то должен ответить за разногласия президента с правительством, а сильные административно-политические фигуры на такую роль не подходят. Знаковые – тоже, по крайней мере сейчас. Поэтому избран министр не первого ряда.

К тому же Минрегионразвития как структура находится в несколько подвешенном состоянии. Не раз звучали экспертные прогнозы его расформирования с разделением функций между Минэкономразвития, Госстроем и специальным ведомством, которое будет заниматься инвестиционными проектами в регионах. Пока этого не произошло, министерство отстояло себя во внутриаппаратной конкуренции. Сложно сказать, станет ли Игорь Слюняев его последним главой.

Явное несоответствие формальных претензий по бюджету с реальными функциями Олега Говоруна как министра породило противоречивые комментарии. «Психологическая версия» лишь одно из объяснений, причём наименее вероятное. «Ритуальная» звучит правдоподобнее. Но и она не выглядит исчерпывающей – бюджетные противоречия никуда не делись, а между выговором  отставкой прошло слишком много времени (что, кстати, создаёт немалый казус неудобства). Можно было бы предположить, что начинается давно ожидаемая коррекция состава правительства. Но и в этом случае первый шаг смотрится несколько странно. 

Один комментарий к “Ритуал отставки министра не снимает противоречий по бюджету”
  1. 52430 757524Good V I should definitely pronounce, impressed with your web site. I had no trouble navigating through all tabs and related information ended up being truly easy to do to access. I recently found what I hoped for before you know it at all. 440475

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *